Российский артист Василий Вакуленко в 2019 году выпустил музыкальную композицию «Сансара», которая взорвала все хит-парады и проникла в каждое сердце независимо от возраста. Текст песни очень трогателен и явно навеян мотивами индийской философии:
«Делай вопреки, делай от руки. Мир переверни, небо опрокинь. В каждом наброске, в каждом черновике учитель продолжается в своём ученике. Всю мою жизнь я иду ко дну. Всю мою жизнь я искал любовь, чтобы любить одну. Они сказали, нас поздно спасать и поздно лечить. Плевать, ведь наши дети будут лучше, чем мы. Лучше, чем мы лучше, чем мы. Когда меня не станет, я буду петь голосами. Моих детей и голосами их детей. Нас просто меняют местами. Таков закон Сансары – круговорот людей».
Сансарой называют круговорот жизни и смерти. И артист, выступающий под псевдонимом Баста, в песне хочет донести до слушателя, что, покидая этот мир, он не теряет свою душу насовсем и его частички остаются в его детях.
ЦЕПОЧКА ЛЮБВИ
Есть в роде какая-то удивительная тайна. Мы растём, взрослеем, живём своей жизнью, но со временем вдруг понимаем, что в нас просыпается не только наш собственный характер. Иногда в какой-то упрямой решимости можно узнать силу дедушки. В неожиданной мягкости мы узнаём мудрость своей бабушки. В привычках, жестах, в том, как мы смеёмся или как принимаем решения, вдруг проступают они – наши корни, люди, благодаря которым мы есть.
«Когда я смотрю на детей или на себя, я понимаю, что это не только я. Моя бабушка, мой дедушка, мои родители – они со мной в каждом поступке, каждом решении. И мне от этого становится спокойнее, я точно знаю, что каждый из них поддерживает, направляет, подсказывает путь. Наш род как бесконечная цепочка любви, силы и памяти, которую невозможно разорвать. Как корни, что удерживают нас даже тогда, когда кажется, что земля уходит из-под ног», – об этом говорит просто и душевно Анна Дмитриевна Есир, но так, что хочется слушать, не перебивая.
Моя героиня родом из гагаузского села Конгаз. Если в Гагаузии завести разговор о Конгазе, то вам обязательно поспешат сообщить, что это не только самое большое село в Молдове, но и во всей Европе, а то и в мире. И, в общем-то, предпосылки к такой гордости есть. Например, Википедия, ссылаясь на Книгу рекордов Гиннеса, сообщает, что Конгаз входит десятку самых больших европейских сёл по количеству населения.
ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ДВА ДОМА
За границей мы не пропускаем ни одной мало-мальски известной достопримечательности. А вот по Молдове редко путешествуем. «Чего я в Молдове не видел?» На поверку получается, что не так-то много и видел. К примеру, на самобытном молдавском юге, где вино более терпкое и сладкое, брынза с более насыщенным вкусом, где живёт гордый народ – гагаузы, где разводят лошадей, овец и делают каурму и гёзлемя, да так, что пальчики оближешь. Каждая туристическая поездка в Гагаузию может стать открытием – новых блюд, новых достопримечательностей, новых интересных традиций.
«Существует несколько версий о значении самого слова «конгаз». По мнению просветителя Михаила Чакира, «конгаз» в татарском языке означает «остановка» или «почтовая станция». Он предполагал, что на месте современного села ранее находилась татарская почтовая станция на важном пути между Тигиной (ныне Бендеры), Кахулом и Рени. В гербах Конгаза 1857 и 1860 годов изображены дорожные повозки, символизирующие временную остановку в пути. Существует и народная версия, согласно которой слово «конгаз» объясняется на основе гагаузских слов «кон» – «сядь» и «каз» – «гусь». Согласно легенде, стая гусей села на привал в этом месте, оно понравилось переселенцам, и они решили здесь остаться», – увлекательно рассказывает Анна Есир.
Уже больше двадцати лет она проживает с мужем в Дубоссарах. «Тут родились мои дети. Эта земля приняла меня. И я её полюбила. Выходит, что теперь у меня два дома», – признаётся моя героиня. В этом году впервые в Дубоссарах прошёл фестиваль «Единая семья народов Приднестровья», где были представлены национальные подворья и блюда русской, молдавской, украинской, еврейской, казачьей и гагаузской кухни. В нём принимала участие и Анна совместно с дубоссарскими гагаузами, а спустя время представила гагаузскую культуру в Тирасполе на День Республики.
Я НЕ ОДНА!
«Президент Вадим Николаевич Красносельский отметил, что впервые гагаузы представили своё подворье. Во время подготовки к участию большую помощь мне оказало моё родное село Конгаз, а именно директор Дома культуры Матрёна Константиновна Христева предоставила предметы старины для демонстрации. В ходе общения она рассказала о предстоящем международном фестивале народного танца «Oyun vakıdı» и пригласила наших танцоров принять в нём участие. Вскоре на этом ярком творческом празднике своё творчество представили два коллектива. Образцовый ансамбль эстрадного танца «Серпантин» и Образцовая арт-студия «NeoMix» Районного дома культуры микрорайона Лунга», – рассказывает моя собеседница.
Творческое сотрудничество между Конгазом и Дубоссарами продолжает укрепляться, и в день нашего города к нам приехали Образцовый танцевальный коллектив «Алтын Чешмя» и вокальный коллектив «Маяк» Дома культуры села Конгаз. Несмотря на юный возраст участников, они покорили зрителей энергией, искренностью и хорошим настроением. Громкими аплодисментами зрители встретили также театральный коллектив «Жиздырык».
Между прочим, Анна Есир для ребят из Гагаузии подготовила интересную насыщенную программу и провела экскурсию на Мемориале жертвам фашизма и Дубоссарской ГЭС. «Дети были в восторге от «дубоссарского моря», фотографировали его. Я рада, что строю мост дружбы между Приднестровьем и АТО Гагаузия. А как тепло принимали танцевальные коллективы из Дубоссар в Конгазе! Я прослезилась. Дети подружились, обменивались телефонными номерами, обнимали друг друга на прощанье», – говорит она.
Когда Анна участвовала в праздновании Дня Республики, представляя гагаузское подворье, – вдруг почувствовала, что делает что-то важное. Не для отчёта, не для галочки. Она долго выбирала, как одеться на праздник – попросить национальный костюм из музея или выбрать платье от мамы. И муж сказал: «Возьми то, что мама дала. Её руки будут рядом». Так она и вышла – в мамином платье небесно-голубого цвета и в белоснежном платке. «Когда я стояла в национальном наряде, впервые в жизни почувствовала, что за мной кто-то есть. Как будто предки стоят рядом, держат меня за плечи. Я не одна… Они толкают меня вперёд», – вытирая слёзы, произнесла Анна Есир.
ЗАЩИТНИК. КОРМИЛЕЦ. ХРАНИТЕЛЬ РОДА
Между прочим, свою внучку на фестиваль приехала поддержать её бабушка – Кирекия, которой исполнилось 83 года. Забавно, но у моей героини две бабушки с именем Кирекия. После фестиваля к моей героине пришла идея создать общественную организацию гагаузов, которая занималась бы популяризацией гагаузской культуры в Дубоссарах. И в этом её поддержали дубоссарские гагаузы. Ведь в нашем городе, как и во всём Приднестровье, проживает немало гагаузов.
«Мы, гагаузы, очень дружный народ и хотим со всеми дружить и обмениваться культурой, кухней, обычаями. И самое важное и актуальное, на мой взгляд, – заниматься сохранением и пропагандой традиционных семейных ценностей. Я, когда приехала из Конгаза в Дубоссары, была разочарована, как относятся к браку, к семье, к мужчинам. У меня был шок. В Гагаузии, как и в других тюркских культурах, мужчины традиционно пользуются большим уважением, занимая ведущие позиции в семье и обществе. Эта роль подкрепляется семейными ценностями, основанными на уважении к старшим и мужским авторитетам. Так получилось, что гагаузское общество очень патриархально. В наших семьях мужчина всегда считался главой дома. У нас даже есть традиция: за столом первым получает тарелку мужчина, затем брат и только потом дети и женщины. С древних времён гагаузский мужчина воспринимался как стержень семьи – защитник, кормилец, хранитель рода. Его слово имело вес, но за ним стояла не власть, а ответственность – за землю, дом и будущее детей. Он вставал с первыми петухами, кормил птицу и домашних животных и шёл в поле, к винограднику. Он умел всё: построить дом, изготовить бочку, посадить лозу для будущего виноградника.
Когда парень шёл свататься – спрашивали, прежде всего, трудолюбив ли он и кто родители. Хороший хозяин был гордостью семьи. Его двор ухожен, виноградник аккуратен, в погребе соленья и вино. Например, вино для гагауза не просто напиток, а дар земли, в которой соединились солнце, труд и память рода. Осенью, когда виноград наливался соком, наступала пора сбора урожая. На винограднике собирались все: старики учили внуков, женщины и дети наполняли корзины, мужчины выносили с огородов, давили виноград и наполняли мустом дубовые бочки в погребе. Вино делали своими руками, с уважением к традиции. Дубовые бочки заранее подготавливали, очищали, ошпаривали травами. Хозяин знал вкус каждой бочки, гордился ароматом своего вина. Когда приходили гости, первым на стол ставили глиняный кувшин с вином и хлебом. Гостеприимство для гагаузов важно, никого не отпускали без угощения, а дегустация вина превращалась в ритуал дружбы, с тостами «saalık Alla versin» – «за мир, за здоровье, за добрых людей».
ЕДИНСТВО И СПЛОЧЁННОСТЬ
Вспоминая детство, моя героиня не может сдержать слёз. «После школы я каждый день заходила в гости к прабабаушке, прадедушке, бабушке, дедушке. Меня всегда ждал горячий обед со свежим хлебом, который только вынули из печи. Каждое воскресенье мы всей большой семьёй встречались за большим столом. Народу было столько – будто свадьба! В нашей и в каждой гагаузской семье есть такая традиция – навещать в воскресный день своих старших предков». Важно отметить, что в кухне гагаузов сохранились многие черты их кочевого прошлого – много блюд из молока, мяса и творога. К национальным блюдам относится гагаузское блюдо из баранины, без которого не обходится ни одно праздничное застолье истинных гагаузов, – каурма. Традиционные блюда жители Гагаузии готовят из мяса ягнёнка. Например, шурпу из мяса и печени ягнёнка долго томят в печи. По традиции шурпу также готовят, когда молодожёны после свадьбы переезжают в новый дом.
Гагаузы – православный народ, строго соблюдающий все церковные каноны. В пост гагаузские хозяйки обычно готовят квашеную капусту с булгуром и овощами. Выпечка занимает особое место в гагаузской кухне: визитной карточкой народа являются гёзлеме и кывырма. Гёзлеме готовят из тонкого теста в несколько слоёв с начинкой из брынзы. Кывырму готовят из теста с творожно-сметанной начинкой. А также саарму – голубцы из виноградных листьев. Это блюдо часто готовят на праздники и семейные торжества, символизируя единство и сплочённость семьи. Гагаузская кухня отличается богатством вкусов и ароматов, и в блюдах присутствует множество приправ, которые придают особую пикантность. В каждом гагаузском доме, особенно в старину, были свои секреты приготовления приправ. Но особенно популярна среди гагаузов – мюрдя. Эта приправа всегда есть на кухне у настоящих гагаузок, а секрет её приготовления передавался дочерям. Гагаузы готовят её в домашних условиях, и точной рецептуры не существует. Но обычно в неё входят сушёные и измельчённые в ступке зелёные листья чеснока, лука, укропа, пажитника, петрушки и дикого лука. Перед использованием к основному составу, по желанию, добавляют соль, чёрный перец и паприку. Мюрдя широко используется для посыпки хлеба, а также добавляется в супы, мясные, рыбные, овощные блюда и салаты, что придаёт блюдам неповторимый вкус и аромат.
«Я до сих пор готовлю гёзлеме, как меня учила прабабушка Ольга. Тонко-тонко раскатываю тесто скалкой, её, кстати, мне подарила моя бабушка Кирекия», – улыбаясь, признаётся моя собеседница.
ЛЮБОВЬ НЕ УМИРАЕТ
Приехав из села Конгаз в Дубоссары, Анна и Константин сразу почувствовали, что здесь люди живут иначе, в другом ритме, порой не знают имени соседа. Нет, она вовсе не осуждает, ей просто хотелось привнести сюда частичку того тепла, в котором росла она сама. «Я с детства знала, что выйду замуж, буду женой и мамой. Это была моя мечта. С Константином мы любим друг друга с юности. Я счастлива, что у меня два сына. Старший, Даниил, занимается кикбоксингом, он обладатель Кубка Европы и кандидат в мастера спорта, сейчас учится на реабилитолога. Младший, Олежка, очень творческий, и между братьями очень крепкая связь и дружба, что очень радует меня и мужа», – подчёркивает моя героиня.
И, может быть, самое удивительное в человеческой жизни – это то, что она не обрывается. Она тихо перетекает дальше, в тех, кого мы растили, любили, оберегали. Наши слова становятся их словами, наша сила – их опорой, наша любовь их путеводной нитью. Анна уверенно говорит: когда её не станет, она всё равно будет звучать в этом мире – в голосах своих сыновей и в голосах их будущих детей. В каждом их шаге будет её тепло, в каждом их выборе – частичка её сердца. Так род шепчет сквозь время. Так семья продолжает жизнь дальше, чем позволяет одному человеку его собственный путь. Так предки живут в нас – и мы будем жить в тех, кто придёт после. Ведь любовь не умирает…
«Не было ни дня, чтобы я не вспоминала с молитвой своих предков. Низкий поклон прадедушке Ивану и прабабушке Ольге – мне все родственники говорят, что я похожа на неё. Она красавицей слыла в Конгазе: белая, как фарфор, кожа, огромные голубые глаза. С благодарностью и любовью вспоминаю и дедушку Георгия, и бабушку Кирекию по отцовской линии. А также по материнской линии – прадедушку Ивана и прабабушку Марию, дедушку Андрея и бабушку Кирекию. Также низкий поклон и благодарность моим родителям – отцу Дмитрию и матери Марии. Не могу не отметить, что испокон веков у гагаузов развиты кожевенное ремесло и пчеловодство. Оно передаётся по мужской линии. Так мой прадед Иван был в Конгазе один из лучших мастеров-кожевников и пчеловодом. Секреты мастерства он передал потом моему отцу и его братьям, они шили кожухи, шубы с орнаментом. Сейчас уже в династии Памужак правнуки занимаются пчеловодством. Если бы их не было, то не было бы и меня, моих детей (плачет)… На выпускной сына я делала коллаж из фотографий, а под них подобрала свою любимую песню «Сансара»: «Когда меня не станет, я буду петь голосами моих детей и голосами их детей». Понимаете, в этом вся суть нашей жизни!» – сквозь слёзы произнесла Анна Есир.
О традициях гагаузов рассказывала Яна Сакка, г. Дубоссары.



Комментариев нет:
Отправить комментарий