В начале осени в Дубоссарах случилось очередное покушение на культурное достояние — закрыта в процессе ремонта замечательная по своей красоте мозаика на фронтоне администрации предприятия Днестрэнерго...
Первый скандал по поводу уничтожения настенной росписи в музыкальной школе разгорелся прошлой осенью. Мы писали об этом, призывая горожан быть бдительными и не допускать неразумного отношения к общему культурному наследию. Однако наши обращения не возымели должного отклика. Да это и неудивительно, так как блог — это блог — электронное СМИ. Вот если бы в газете написали, тогда может быть. Но не напишут, так как у нас в Дубоссарах проблем не было и нет, одни только достижения…
«Право на культурное наследие»
https://dr-ecology.blogspot.com/2023/03/blog-post_12.html
Вагонкой закроем и «дорого-богато».
И действительно зачем нам произведения искусства прошлого века? К сожалению не знают и не ведают господа-товарищи энергетики, что мозаика на стене вверенного им предприятия, это не только их собственность, это достояние города. Мозаичные панно представляют лицо города, его своеобразие. Да, понятия о красоте у всех разное. Порой чтобы решить вопрос необходимо привлечь экспертов-искусствоведов.
Привлекали? Вряд ли.
Что же такое культурное наследие?
По определению ООН «Культурное наследие объединяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку охватывает объекты, унаследованные от прошлого, имеющие такую ценность или такое значение в настоящем, что отдельные лица и общины хотят передать их будущим поколениям».
Мозаика вне моды, она - на века.
Неужели непонятно людям, простым людям без специального образования, что нельзя по собственному хотению уничтожать красоту рукотворную, нашими предками созданную. Археологи расчищают культурные пласты, бережно собирают фрагменты греческой мозаики, передают их, как ценные экспонаты в музей. А в Дубоссарах мозаику спокойно и буднично закрывают вагонкой от глаз людских...
В то же время в Приднестровье Агентство по развитию туризма разработало экскурсионный маршрут в основе которого — мозаичные панно в разных городах. К примеру в Рыбницком районе сохранились масштабные панно на зданиях Домов культуры, да и в Дубоссарском районе таковые имеются.
Соцреализм в Рыбнице
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка Приднестровья. Мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.
Речь не о том, что другой мозаики нет, а о том, что она исчезает не в результате стихийных бедствий или военных конфликтов, а по воле людей, так походя, не задумываясь о последствиях своих приказов и решений. Между тем, согласно текста Конституции: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры".
Однако не только меня беспокоит такое бескультурье. Вот несколько комментариев из социальных сетей:
Любовь Малиновская, г. Одесса
- Это какое надо иметь мировосприятие чтобы мозаику пусть и советских времён залепить пенопластом, имея отговорку что это мол обновление фасада здания
Лилия Грошева, г. Дубоссары:
- Тот кто даёт подобные «указивки» видимо не собирается жить в Приднестровье , а тем более в Дубоссарах. Мозаику на автобусной остановке в селе Дзержинском тоже очень жалко, изувечили.
Ольга Зайченко (Луполова), г. Москва
- К сожалению, последнее время это уже в порядке вещей. Кто-то пытается сохранить по крупицам, а кто-то, не задумываясь, замазывает картины и забивает вагонкой мозаику, превращая шедевры искусства и народное достояние в безликие коробки. Грустно....
Людмила Кнышева г. Бендеры
- Невежество и отмывание денег существуют сейчас во всем мире, не только в Дубоссарах. Повсеместное искажение ценностей...
Что имеем не храним
Живу в Дубоссарах 38 лет и все мозаики, ещё существующие в городе и за его пределами знаю наизусть, любуюсь, документирую фотографиями. И вот, что думаю, если ничего нового у нас сфере архитектурной культуры не создаётся, так хоть старое бы сберечь.. Осенью 2024 года артобъектов стало еще меньше, закрыли вагонкой, обезличили…
Где вы, служители культуры?
Но я всегда буду знать о том, что под гладкой пустой вагонкой хранится богатство нашего народа. Народа, которому неведомо, что они творят. Народа у которого свои заботы о хлебе насущном или о зрелищах, но не об охране памятников искусства.
В тематическом докладе 2011 года для Совета по правам человека (A/HRC/17/38) говорится о том, что право на доступ к культурному наследию и пользование им основано на различных стандартах в области прав человека. Среди них право людей и сообществ, в частности, знать, понимать, иметь доступ, посещать, использовать, поддерживать, обменивать и развивать культурное наследие, а также извлекать пользу из культурного наследия и творчества других лиц. Доступ и пользование предполагают участие в процессе определения, толкования и развития культурного наследия, а также в разработке и осуществлении политики и программ его сохранения.
И всё же надежда не умирает. Как метко отметила в комментарии краевед из Дубоссар Аурика Руснак: «Представляю как будут радоваться наши потомки, когда через годы обнаружат под этим «апгрейдом» эту самую мозаику!»
Возможно так и надо себя успокаивать, закрытие — это не уничтожение, это своего рода консервация. Кто-нибудь, когда-нибудь при очередном ремонте обнаружит и откроет и даст доступ людям к объекту культурного наследия. Это будут уже совсем другие люди и совсем другая история.
Елена Степанова, г. Дубоссары.
Комментариев нет:
Отправить комментарий