Приднестровье помнит и ценит прошлое, и дубоссарский фестиваль памяти Владимира Высоцкого тому подтверждение.
Понимая, что без прошлого будущее туманно и ненадёжно, мы храним в памяти имена и даты ушедшего «советского периода». Мы находим в себе силы и энергию продолжить дело, подхватить песню покинувшего этот мир поэта. Фестиваль собирает музыкантов, поэтов и любителей творчества Высоцкого. Почему он проходит в Дубоссарах? Возможно, Высоцкий здесь бывал? Я спросила об этом у Марка Цыбульского, известного «высоцковеда», автора великого множества статей и одиннадцати книг о Владимире Семёновиче Высоцком.
Марк
исследователь биографии известного
поэта, певца и актёра, причём главнейшее
условие его работы, его знак - это
достоверность событий, фактов жизни
Высоцкого. «Каждый, кто отваживается
писать о Высоцком, находится под цепким
и пристальным вниманием Марка Цыбульского.
Фейк не пройдёт! Любовь Марка к творчеству
Высоцкого — охранная грамота», - так
пишет о нём русский поэт и прозаик,
композитор, исполнитель песен, переводчик
и телеведущий Александр Карпенко.
Скажу честно, до недавнего времени о
Марке Цыбульском я не знала ничего.
Знакомство началось с короткого письма
по поводу вышедшего в творческом
объединении «Литературный Родник»
сборника стихов поэтов Приднестровья
о Высоцком. Сборник назывался «Он жить
спешил…», вышел крошечным тиражом в
сорок экземпляров и был опубликован на
интернет-площадке Calameo,
где его и заметил Марк Цыбульский. Он
обратился ко мне с просьбой выслать
экземпляр журнала в музей Владимира
Высоцкого ( США). В Америке помнят и ценят
Высоцкого(?) – удивилась я тогда. Журнал,
конечно же отправила. И решила познакомиться
поближе с автором письма, что вскоре и
сделала.
Марк Цыбульский оказался
интереснейшим собеседником, несущим
в сердце любовь к Высоцкому, к делу
собирания по крупицам его библиографии,
отдавшим этому деликатному занятию
много лет и душевных сил. С 1981-го года
интерес к творчеству Владимира Семёновича
у Марка не ослабевает. Ни переезды (из
Москвы в Канаду, затем в Америку), ни
профессия очень далёкая от сцены (Марк
работает врачом-психиатром и медицинским
директором стационара, обслуживающего
территории восьми графств штата Миннесота)
не погасили энтузиазм библиографа.
Когда я спросила о том, как он пришёл
к идее организации музея Высоцкого в
США и о том какие экспонаты в музее, в
глазах Марка вспыхнул огонь вдохновенного
рассказчика. Экспонаты различные –
всё, что хоть как-то касается Высоцкого!
Начиная от рукописей поэта, которых у
Марка семь, и заканчивая игрушечным
жирафом, напевающим знаменитое: «Жираф
большой, ему видней!» Много сотенная
коллекция аудиозаписей, стенограмм,
грампластинок с песнями Высоцкого, как
в авторском исполнении, так и в исполнении
других певцов – профессионалов и
любителей на многих языках мира.
Грампластинки, выпущенные во Франции,
США, Германии, Финляндии, Болгарии,
Японии, Корее. Книги, статьи, фотографии
и автографы Высоцкого. Пятьдесят
подлинных автографов, каждый с
необыкновенной, настоящей историей,
порою имеющие продолжение в песнях
барда. Ещё фильмография, включающая в
себя художественные фильмы, в которых
Владимир Высоцкий принимал участие,
как актёр или автор песен; телеспектакли
и другие фильмы с его участием, созданные
до 1980-го года. Отдельно – фильмы, увидевшие
свет после 1980-го года, о творчестве
Высоцкого, в которых использованы его
голос, песни, мелодии и роли, а ещё
документальные фильмы и авторские
телепередачи; непрозвучавшие песни и
несыгранные роли, написанные Высоцким
киносценарии. Ещё, как это не странно,
Высоцкий и его песни в предметах филумении
и филателии. И, конечно же, воспоминания
о В. С. Высоцком. Марк беседовал с огромным
количеством людей - близких друзей и
просто знакомых с Высоцким. Статьи-интервью
можно найти на сайте
https://v-vysotsky.com/memoirs.htm
Здесь есть воспоминания В. П. Аксёнова,
А. М. Арканова, Г.Б. Волчек , Виктюка Р.Г.,
Б. А. Ахмадулиной, Вульфа В.Я., Державина
М.М., Евтушенко Е.А. и многих, многих
других.
И, знаете, что поражает в
этих многочисленных интервью? Вопросы
Марка Цыбульского! Они всегда к месту,
всегда со знанием дела, ситуации и
характера взаимоотношений интервьюера
с В. С. Высоцким. Благодаря его правильным
вопросам личность поэта, исполнителя,
актёра Высоцкого предстаёт перед
читателем объёмной и многогранной,
иногда с неожиданной стороны и всегда
интересной. Кстати, на момент моего
разговора с Марком, он готовился к беседе
с Мариной Влади. Так что вскоре желающие
смогут прочесть новую статью, которая
будет честна и лишена выдумок, потому
что Марк подвергает сомнению и проверкам
каждый факт воспоминаний о Высоцком.
Я не могла упустить момент, и расспросила
Марка о концертах В. С. Высоцкого в
Молдавии. Честно говоря, спросила потому,
что неоднократно слышала споры - был
или не был Высоцкий в Кишинёве, давал
или нет концерты, а если давал, то где и
сколько(?).
«В конце апреля 1972 года
Высоцкий оказался в столице Молдавии.
Не исключено, что это был не первый его
приезд в Кишинёв. Однако, о предыдущих
визитах Высоцкого в Молдавию информации
нет, пребывание же его в Кишинёве в
апреле 1972 года сомнению не подлежит.
Общее количество концертов, данных
Высоцким в тот раз, точно не известно,
кишинёвские газеты его визит не освещали»,
- ответил Марк.
Информацию
о Кишинёвских гастролях Высоцкого Марк
собирал по каплям. Нашёл три фонограммы,
воспоминания ездившего на гастроли
вместе с Высоцким актёра Театра на
Таганке И. Дыховичного и несколько
упоминаний в газетах позднейшего
времени. Например, есть опубликованное
воспоминание В. Янклович (в дальнейшем
администратор Театра на Таганке) об
обстоятельствах приезда таганских
актёров в Кишинёв: "Я познакомился с
Владимиром Высоцким в 1970 году, – с
театром "Скоморох" Юденича мы
показывались Ю. П. Любимову. Юрий Петрович
взял только одну актрису – Малкину. И
через неё мы пригласили Высоцкого в
Кишинёв, где я работал в Русском театре
имени Чехова. Пригласили выступить в
нашем театре, но всполошились в
республиканском Министерстве культуры...
Организовали несколько выступлений в
парке, но уже через Министерство
коммунального хозяйства".
Впрочем,
в Русском театре Высоцкий всё же выступил.
Как вспоминает журналист М. Дрейзлер,
Высоцкий появился там поздно вечером
после концертов в Зелёном театре ЦПКО
и во Дворце профсоюзов, "уже до крови
сбив себе пальцы о гитарные струны, и в
течение нескольких часов пел для своих
кишинёвских коллег-актёров".
Сохранившаяся
фонограмма бесстрастно свидетельствует:
всё было не так.
Спев пять песен,
Высоцкий сказал: "Иван
Дыховичный недавно в театре. Он играет
Пушкина в нашем спектакле и написал
несколько мелодий к стихам Дениса
Давыдова и других поэтов, которые войдут
и уже вошли в спектакль о Пушкине. Пушкин
бывал в Кишинёве, вы знаете. У нас (в
спектакле, – М.Ц.) целый
большой период кишинёвский. Он был тогда
молод, у него даже здесь были две дуэли.
Вот этот период как раз и играет Иван
Дыховичный, и мне особенно приятно его
вам представить". Зал
ответил аплодисментами.
Марк
Цыбульский разрешил воспользоваться
его статьёй о пребывании Высоцкого в
Кишинёве, что я и делаю. Вот, что рассказал
Марку И. Дыховичный: "Выступления
организовывались с помощью молдавского
министра коммунального хозяйства.
Министр был большим поклонником Володи
и сумел как-то это провернуть. В те
времена ведь больших площадок не давали
ни Володе, ни мне. Нас встретили, отвезли
в гостиницу, а уже через три часа мы
выступали в огромном, одном из крупнейших
в стране, Зелёном театре, вмещающем 25
тысяч человек". Иван Дыховичный
припоминает, что были ещё два концерта
в педагогическом институте, других мест
выступления он не помнит. На вопрос, был
ли подписан договор на концерты, ответил:
"Нет, была только устная договорённость.
По тогдашним законам такие концерты
были криминалом, нас могли и к
ответственности привлечь"
А позже
кишинёвец А. Кириленко вспоминал, что
концертов в Зелёном театре было два –
с интервалом в один день. Оба проходили
по тому же сценарию: начинал Высоцкий,
который потом представлял Дыховичного.
Тот исполнял несколько песен и вновь
уступал место Высоцкому. Дыховичного
принимали благожелательно, но без особых
эмоций.
Ещё один свидетель, фотограф Александр Вискалов, говорит уже не о двух, а четырёх концертах Высоцкого в Зелёном театре: "Был апрель, я проходил мимо Зелёного театра и увидел афишу, извещающую о том, что в течение двух дней (!) состоятся четыре концерта Владимира Высоцкого. Я был в шоке! Никто о предстоящих концертах не знал, потому и очередей у касс никаких не было. Я купил пять-шесть билетов на все деньги, которые у меня были. Билеты стоили по два рубля, а самые дорогие, на лучшие места – шли по три. Первый концерт состоялся в три часа дня. Зрителей было немного. Около двухсот человек сидело на заборе, огораживающем Зелёный театр. Высоцкий вышел на сцену, увидел их и говорит: "Прыгайте в зал, садитесь!" Они и сели.
Сам
концерт длился примерно час сорок минут.
В середине выступления на сцену с гитарой
вышел актёр Театра на Таганке Иван
Дыховичный. Владимир Семёнович представил
его как друга и попросил отнестись тоже
с должным вниманием. Дыховичный минут
двадцать пел, пока Высоцкий отдыхал".
"А
я в то время занимался в фотокружке в
Доме пионеров и взял оттуда фоторужье
на концерт, – улыбается Александр. –
Во время концерта начал снимать, встал
с места, ходил, искал лучший ракурс,
щёлкал... Тут подошла ко мне билетёрша:
"Сейчас же сядьте на место!" Я стал
с ней спорить, мол, мне надо с другой
стороны снять. Высоцкий услышал, закончил
петь песню и обратился ко мне: "Молодой
человек, надо уступать женщинам!" Я
поднял вверх две руки – всё-всё, сдаюсь!
Он усмехнулся: "Какой покладистый
молодой человек!""
Владимиру
Семёновичу одна из зрительниц преподнесла
букет ландышей. –"Какая редкость –
цветы!" – с этими словами Высоцкий
прикрепил букетик к штативу, на который
крепился микрофон.
Александр Вискалов
попал и на следующий день, уже на вечерний,
последний концерт Владимира Высоцкого
в Кишинёве. В Зелёном театре был аншлаг.
"А
в то время Зелёный театр являлся самой
крупной открытой концертной площадкой
в Европе, – уточняет Александр. – Мест
свободных не было! Люди в проходах
сидели, пришлось задействовать конную
милицию, чтобы беспорядков не произошло".
Через много лет, в январе 2018 г., в одной
из многочисленных публикаций, приуроченных
к 80-летию Высоцкого, в Интернете появилась
информация о ещё одном кишинёвском
выступлении Высоцкого. Оно состоялось
в Доме печати, в редакции информационного
агентства АТЕМ – молдавского подразделения
ТАСС. Там в те годы работала известный
журналист Маргарита Цвик, тогда –
сотрудница АТЕМа. По её словам, послушать
и пообщаться с мегапопулярным тогда
Высоцким пришли все сотрудники агентства
и работники других СМИ. "Сначала поэт
несколько минут отвечал на вопросы, а
затем начал петь... Когда он стал исполнять
песню "Кони привередливые", меня
охватила такая дрожь, а сердце билось
столь сильно, что не передать словами
– настолько мощными были эмоции Владимира
Семёновича! Эти впечатления остались
со всеми нами на всю жизнь", – вспоминает
Маргарита Цвик
В 2010 году была
обнаружена ранее неизвестная фонограмма,
сделанная Высоцким 10 января 1976 г. в
московской гостинице "Россия" для
капитана теплохода "Грузия"
А. Гарагули. На фонограмме слышно, как
Высоцкий говорит: "Я
послезавтра улетаю в Кишинёв. Я думал,
что отменится, но нет. Двадцать тысяч
билетов продано... Там был запрет, они
ходили к Первому". (Очевидно,
имеется в виду первый секретарь
кишинёвского горкома КПСС, – М.Ц.)
В
середине января у Высоцкого действительно
было несколько дней (с 11-го по 16-е), когда
он не был занят ни в спектаклях, ни на
репетициях. Теперь мы знаем, что в этот
промежуток времени он снова посетил
столицу Молдавии и дал там несколько
концертов. Никакие детали тех выступлений
пока не известны.
"Кишинёвская
страница" биографии Высоцкого весьма
коротка – не более двух-трёх дней был
он в столице Молдовы, но всё-таки известно
не всё. Я хочу надеяться, что нас ждут
ещё новые находки – фонограммы,
фотографии, воспоминания. В деле создания
биографии Владимира Высоцкого нет
мелочей.
Если вам, уважаемые
читатели, известны детали пребывания
Высоцкого в Молдавии Марк Цыбульский
(
эл.адрес: mtsibulsky@hotmail.com )
с благодарностью примет любую информацию,
открывающую новые моменты и нюансы
этого события в истории города.
Когда-то существовал в Кишинёве клуб
любителей творчества Высоцкого
"Вертикаль", который распался, не
выдержав испытания временем. А ещё, по
словам Марка Цыбульского, жил в Кишинёве
Г. Рожкован - инженер завода "Виброприбор",
владелец трёхсотчасовой коллекции
фонограмм Высоцкого, занимавшийся
популяризацией его творчества и сделавший
любительский фильм о Высоцком (по
сообщению газеты "Вечерний Кишинёв"
от 23 января 1988 года).
Это в прошлом.
А сегодня в нашем краю продолжают хранить
память о Владимире Высоцком. И в
Дубоссарах, усилиями писательницы Елены
Степановой — инициатора и идейного
вдохновителя фестиваля памяти Высоцкого,
существует клуб авторской песни «Бард» при ОО "Акколада",
где собираются любители и пропагандисты
его творчества. Дважды в год они проводят
мемориальные тематические мероприятия.
Собственно говоря, небольшой сборник стихов, ставший причиной моего знакомства с Марком Цыбульским, готовился к зимнему, в честь дня рождения В. С. Высоцкого, фестивалю.
Вот так всё в мире взаимосвязано. День вчерашний всегда связан с нынешним и завтрашним, нужно только разглядеть эту связь. Разглядеть, запомнить и сохранить на долгие годы не приукрашивая, не меняя смыслы. Нужно ценить жизнь, её повороты и перепады, дорожить людьми, наполняющими эту жизнь своими эмоциями, чувствами и делами. И быть честным перед временем.
Сохранением такой честной памяти о Владимире Семёновиче Высоцком озаботились и организаторы дубоссарского фестиваля «Я, конечно, вернусь…». На приднестровской земле образ поэта, исполнителя, актёра Высоцкого не изменился в угоду новым модам, властям и взглядам. И фестиваль в Дубоссарах снова распахивает свои двери всем любителям бардовской музыки. Пусть он будет искренним, многочисленным и душевным!
Мне вспомнились слова прекрасной
приднестровской поэтессы Натальи Сож
из
стихотворения
«Посвящение В. Высоцкому»:
…
Пой, гитара,
тело рви,
Совесть – душу мучай!
Я
сегодня – вне игры…
Пусть играет
лучший!
Марина Сычёва, г. Рыбница
Для справки
27 июля 2024 года в Дубоссарах пройдет Открытый республиканский фестиваль бардовской песни памяти Владимира Высоцкого «Я, конечно, вернусь».
Фестиваль состоится в парке Энергетиков 27 июля в 19:00.
Приглашаем всех желающих принять в нем участие. Заявки принимаются до 24 июля 2024 г. Телефоны: 3-49-46, 3-84-00. Электронная почта: kultura.dubossary@mail.ru; gdk1-dub@mail.ru.
Фестиваль проводится под эгидой государственной администрации при поддержке Представительства Россотрудничества в РМ, Союза русских общин Приднестровья и дубоссарского общества русских «Отечество».
Комментариев нет:
Отправить комментарий