О нас

среда, 17 июля 2024 г.

…Я, конечно, вернусь

Приднестровье помнит и ценит прошлое, и дубоссарский фестиваль памяти Владимира Высоцкого тому подтверждение. 

Понимая, что без прошлого будущее туманно и ненадёжно, мы храним в памяти имена и даты ушедшего «советского периода». Мы находим в себе силы и энергию продолжить дело, подхватить песню покинувшего этот мир поэта. Фестиваль собирает музыкантов, поэтов и любителей творчества Высоцкого. Почему он проходит в Дубоссарах? Возможно, Высоцкий здесь бывал? Я спросила об этом у Марка Цыбульского, известного «высоцковеда», автора великого множества статей и одиннадцати книг о Владимире Семёновиче Высоцком.

Марк исследователь биографии известного поэта, певца и актёра, причём главнейшее условие его работы, его знак - это достоверность событий, фактов жизни Высоцкого. «Каждый, кто отваживается писать о Высоцком, находится под цепким и пристальным вниманием Марка Цыбульского. Фейк не пройдёт! Любовь Марка к творчеству Высоцкого — охранная грамота», - так пишет о нём русский поэт и прозаик, композитор, исполнитель песен, переводчик и телеведущий Александр Карпенко.
Скажу честно, до недавнего времени о Марке Цыбульском я не знала ничего. Знакомство началось с короткого письма по поводу вышедшего в творческом объединении «Литературный Родник» сборника стихов поэтов Приднестровья о Высоцком. Сборник назывался «Он жить спешил…», вышел крошечным тиражом в сорок экземпляров и был опубликован на интернет-площадке
Calameo, где его и заметил Марк Цыбульский. Он обратился ко мне с просьбой выслать экземпляр журнала в музей Владимира Высоцкого ( США). В Америке помнят и ценят Высоцкого(?) – удивилась я тогда. Журнал, конечно же отправила. И решила познакомиться поближе с автором письма, что вскоре и сделала.
Марк Цыбульский оказался интереснейшим собеседником, несущим в сердце любовь к Высоцкому, к делу собирания по крупицам его библиографии, отдавшим этому деликатному занятию много лет и душевных сил. С 1981-го года интерес к творчеству Владимира Семёновича у Марка не ослабевает. Ни переезды (из Москвы в Канаду, затем в Америку), ни профессия очень далёкая от сцены (Марк работает врачом-психиатром и медицинским директором стационара, обслуживающего территории восьми графств штата Миннесота) не погасили энтузиазм библиографа.
Когда я спросила о том, как он пришёл к идее организации музея Высоцкого в США и о том какие экспонаты в музее, в глазах Марка вспыхнул огонь вдохновенного рассказчика. Экспонаты различные – всё, что хоть как-то касается Высоцкого! Начиная от рукописей поэта, которых у Марка семь, и заканчивая игрушечным жирафом, напевающим знаменитое: «Жираф большой, ему видней!» Много сотенная коллекция аудиозаписей, стенограмм, грампластинок с песнями Высоцкого, как в авторском исполнении, так и в исполнении других певцов – профессионалов и любителей на многих языках мира. Грампластинки, выпущенные во Франции, США, Германии, Финляндии, Болгарии, Японии, Корее. Книги, статьи, фотографии и автографы Высоцкого. Пятьдесят подлинных автографов, каждый с необыкновенной, настоящей историей, порою имеющие продолжение в песнях барда. Ещё фильмография, включающая в себя художественные фильмы, в которых Владимир Высоцкий принимал участие, как актёр или автор песен; телеспектакли и другие фильмы с его участием, созданные до 1980-го года. Отдельно – фильмы, увидевшие свет после 1980-го года, о творчестве Высоцкого, в которых использованы его голос, песни, мелодии и роли, а ещё документальные фильмы и авторские телепередачи; непрозвучавшие песни и несыгранные роли, написанные Высоцким киносценарии. Ещё, как это не странно, Высоцкий и его песни в предметах филумении и филателии. И, конечно же, воспоминания о В. С. Высоцком. Марк беседовал с огромным количеством людей - близких друзей и просто знакомых с Высоцким. Статьи-интервью можно найти на сайте
https://v-vysotsky.com/memoirs.htm Здесь есть воспоминания В. П. Аксёнова, А. М. Арканова, Г.Б. Волчек , Виктюка Р.Г., Б. А. Ахмадулиной, Вульфа В.Я., Державина М.М., Евтушенко Е.А. и многих, многих других.

И, знаете, что поражает в этих многочисленных интервью? Вопросы Марка Цыбульского! Они всегда к месту, всегда со знанием дела, ситуации и характера взаимоотношений интервьюера с В. С. Высоцким. Благодаря его правильным вопросам личность поэта, исполнителя, актёра Высоцкого предстаёт перед читателем объёмной и многогранной, иногда с неожиданной стороны и всегда интересной. Кстати, на момент моего разговора с Марком, он готовился к беседе с Мариной Влади. Так что вскоре желающие смогут прочесть новую статью, которая будет честна и лишена выдумок, потому что Марк подвергает сомнению и проверкам каждый факт воспоминаний о Высоцком.
Я не могла упустить момент, и расспросила Марка о концертах В. С. Высоцкого в Молдавии. Честно говоря, спросила потому, что неоднократно слышала споры - был или не был Высоцкий в Кишинёве, давал или нет концерты, а если давал, то где и сколько(?).
«В конце апреля 1972 года Высоцкий оказался в столице Молдавии. Не исключено, что это был не первый его приезд в Кишинёв. Однако, о предыдущих визитах Высоцкого в Молдавию информации нет, пребывание же его в Кишинёве в апреле 1972 года сомнению не подлежит. Общее количество концертов, данных Высоцким в тот раз, точно не известно, кишинёвские газеты его визит не освещали», - ответил Марк.

Информацию о Кишинёвских гастролях Высоцкого Марк собирал по каплям. Нашёл три фонограммы, воспоминания ездившего на гастроли вместе с Высоцким актёра Театра на Таганке И. Дыховичного и несколько упоминаний в газетах позднейшего времени. Например, есть опубликованное воспоминание В. Янклович (в дальнейшем администратор Театра на Таганке) об обстоятельствах приезда таганских актёров в Кишинёв: "Я познакомился с Владимиром Высоцким в 1970 году, – с театром "Скоморох" Юденича мы показывались Ю. П. Любимову. Юрий Петрович взял только одну актрису – Малкину. И через неё мы пригласили Высоцкого в Кишинёв, где я работал в Русском театре имени Чехова. Пригласили выступить в нашем театре, но всполошились в республиканском Министерстве культуры... Организовали несколько выступлений в парке, но уже через Министерство коммунального хозяйства".
Впрочем, в Русском театре Высоцкий всё же выступил. Как вспоминает журналист М. Дрейзлер, Высоцкий появился там поздно вечером после концертов в Зелёном театре ЦПКО и во Дворце профсоюзов, "уже до крови сбив себе пальцы о гитарные струны, и в течение нескольких часов пел для своих кишинёвских коллег-актёров".
Сохранившаяся фонограмма бесстрастно свидетельствует: всё было не так.
Спев пять песен, Высоцкий сказал: 
"Иван Дыховичный недавно в театре. Он играет Пушкина в нашем спектакле и написал несколько мелодий к стихам Дениса Давыдова и других поэтов, которые войдут и уже вошли в спектакль о Пушкине. Пушкин бывал в Кишинёве, вы знаете. У нас (в спектакле, – М.Ц.) целый большой период кишинёвский. Он был тогда молод, у него даже здесь были две дуэли. Вот этот период как раз и играет Иван Дыховичный, и мне особенно приятно его вам представить". Зал ответил аплодисментами.
Марк Цыбульский разрешил воспользоваться его статьёй о пребывании Высоцкого в Кишинёве, что я и делаю. Вот, что рассказал Марку И. Дыховичный: "Выступления организовывались с помощью молдавского министра коммунального хозяйства. Министр был большим поклонником Володи и сумел как-то это провернуть. В те времена ведь больших площадок не давали ни Володе, ни мне. Нас встретили, отвезли в гостиницу, а уже через три часа мы выступали в огромном, одном из крупнейших в стране, Зелёном театре, вмещающем 25 тысяч человек". Иван Дыховичный припоминает, что были ещё два концерта в педагогическом институте, других мест выступления он не помнит. На вопрос, был ли подписан договор на концерты, ответил: "Нет, была только устная договорённость. По тогдашним законам такие концерты были криминалом, нас могли и к ответственности привлечь"
А позже кишинёвец А. Кириленко вспоминал, что концертов в Зелёном театре было два – с интервалом в один день. Оба проходили по тому же сценарию: начинал Высоцкий, который потом представлял Дыховичного. Тот исполнял несколько песен и вновь уступал место Высоцкому. Дыховичного принимали благожелательно, но без особых эмоций.

Ещё один свидетель, фотограф Александр Вискалов, говорит уже не о двух, а четырёх концертах Высоцкого в Зелёном театре: "Был апрель, я проходил мимо Зелёного театра и увидел афишу, извещающую о том, что в течение двух дней (!) состоятся четыре концерта Владимира Высоцкого. Я был в шоке! Никто о предстоящих концертах не знал, потому и очередей у касс никаких не было. Я купил пять-шесть билетов на все деньги, которые у меня были. Билеты стоили по два рубля, а самые дорогие, на лучшие места – шли по три. Первый концерт состоялся в три часа дня. Зрителей было немного. Около двухсот человек сидело на заборе, огораживающем Зелёный театр. Высоцкий вышел на сцену, увидел их и говорит: "Прыгайте в зал, садитесь!" Они и сели.

Сам концерт длился примерно час сорок минут. В середине выступления на сцену с гитарой вышел актёр Театра на Таганке Иван Дыховичный. Владимир Семёнович представил его как друга и попросил отнестись тоже с должным вниманием. Дыховичный минут двадцать пел, пока Высоцкий отдыхал".
"А я в то время занимался в фотокружке в Доме пионеров и взял оттуда фоторужье на концерт, – улыбается Александр. – Во время концерта начал снимать, встал с места, ходил, искал лучший ракурс, щёлкал... Тут подошла ко мне билетёрша: "Сейчас же сядьте на место!" Я стал с ней спорить, мол, мне надо с другой стороны снять. Высоцкий услышал, закончил петь песню и обратился ко мне: "Молодой человек, надо уступать женщинам!" Я поднял вверх две руки – всё-всё, сдаюсь! Он усмехнулся: "Какой покладистый молодой человек!""
Владимиру Семёновичу одна из зрительниц преподнесла букет ландышей. –"Какая редкость – цветы!" – с этими словами Высоцкий прикрепил букетик к штативу, на который крепился микрофон.
Александр Вискалов попал и на следующий день, уже на вечерний, последний концерт Владимира Высоцкого в Кишинёве. В Зелёном театре был аншлаг.
"А в то время Зелёный театр являлся самой крупной открытой концертной площадкой в Европе, – уточняет Александр. – Мест свободных не было! Люди в проходах сидели, пришлось задействовать конную милицию, чтобы беспорядков не произошло".
Через много лет, в январе 2018 г., в одной из многочисленных публикаций, приуроченных к 80-летию Высоцкого, в Интернете появилась информация о ещё одном кишинёвском выступлении Высоцкого. Оно состоялось в Доме печати, в редакции информационного агентства АТЕМ – молдавского подразделения ТАСС. Там в те годы работала известный журналист Маргарита Цвик, тогда – сотрудница АТЕМа. По её словам, послушать и пообщаться с мегапопулярным тогда Высоцким пришли все сотрудники агентства и работники других СМИ. "Сначала поэт несколько минут отвечал на вопросы, а затем начал петь... Когда он стал исполнять песню "Кони привередливые", меня охватила такая дрожь, а сердце билось столь сильно, что не передать словами – настолько мощными были эмоции Владимира Семёновича! Эти впечатления остались со всеми нами на всю жизнь", – вспоминает Маргарита Цвик
В 2010 году была обнаружена ранее неизвестная фонограмма, сделанная Высоцким 10 января 1976 г. в московской гостинице "Россия" для капитана теплохода "Грузия" А. Гарагули. На фонограмме слышно, как Высоцкий говорит: 
"Я послезавтра улетаю в Кишинёв. Я думал, что отменится, но нет. Двадцать тысяч билетов продано... Там был запрет, они ходили к Первому". (Очевидно, имеется в виду первый секретарь кишинёвского горкома КПСС, – М.Ц.)
В середине января у Высоцкого действительно было несколько дней (с 11-го по 16-е), когда он не был занят ни в спектаклях, ни на репетициях. Теперь мы знаем, что в этот промежуток времени он снова посетил столицу Молдавии и дал там несколько концертов. Никакие детали тех выступлений пока не известны.
 "Кишинёвская страница" биографии Высоцкого весьма коротка – не более двух-трёх дней был он в столице Молдовы, но всё-таки известно не всё. Я хочу надеяться, что нас ждут ещё новые находки – фонограммы, фотографии, воспоминания. В деле создания биографии Владимира Высоцкого нет мелочей.
Если вам, уважаемые читатели, известны детали пребывания Высоцкого в Молдавии Марк Цыбульский
( эл.адрес: mtsibulsky@hotmail.com ) с благодарностью примет любую информацию, открывающую новые моменты и нюансы этого события в истории города.
Когда-то существовал в Кишинёве клуб любителей творчества Высоцкого "Вертикаль", который распался, не выдержав испытания временем. А ещё, по словам Марка Цыбульского, жил в Кишинёве Г. Рожкован - инженер завода "Виброприбор", владелец трёхсотчасовой коллекции фонограмм Высоцкого, занимавшийся популяризацией его творчества и сделавший любительский фильм о Высоцком (по сообщению газеты "Вечерний Кишинёв" от 23 января 1988 года).
Это в прошлом. А сегодня в нашем краю продолжают хранить память о Владимире Высоцком. И в Дубоссарах, усилиями писательницы Елены Степановой — инициатора и идейного вдохновителя фестиваля памяти Высоцкого, существует клуб авторской песни «Бард» при ОО "Акколада", где собираются любители и пропагандисты его творчества. Дважды в год они проводят мемориальные тематические мероприятия.

Собственно говоря, небольшой сборник стихов, ставший причиной моего знакомства с Марком Цыбульским, готовился к зимнему, в честь дня рождения В. С. Высоцкого, фестивалю.


Вот так всё в мире взаимосвязано. День вчерашний всегда связан с нынешним и завтрашним, нужно только разглядеть эту связь. Разглядеть, запомнить и сохранить на долгие годы не приукрашивая, не меняя смыслы. Нужно ценить жизнь, её повороты и перепады, дорожить людьми, наполняющими эту жизнь своими эмоциями, чувствами и делами. И быть честным перед временем.

Сохранением такой честной памяти о Владимире Семёновиче Высоцком озаботились и организаторы дубоссарского фестиваля «Я, конечно, вернусь…». На приднестровской земле образ поэта, исполнителя, актёра Высоцкого не изменился в угоду новым модам, властям и взглядам. И фестиваль в Дубоссарах снова распахивает свои двери всем любителям бардовской музыки. Пусть он будет искренним, многочисленным и душевным! 

Мне вспомнились слова прекрасной приднестровской поэтессы Натальи Сож из стихотворения «Посвящение В. Высоцкому»:
Пой, гитара, тело рви,
Совесть – душу мучай!
Я сегодня – вне игры…
Пусть играет лучший!

Марина Сычёва, г. Рыбница

Для справки

27 июля 2024 года в Дубоссарах пройдет Открытый республиканский фестиваль бардовской песни памяти Владимира Высоцкого «Я, конечно, вернусь».

Фестиваль состоится в парке Энергетиков 27 июля в 19:00.

Приглашаем всех желающих принять в нем участие. Заявки принимаются до 24 июля 2024 г. Телефоны: 3-49-46, 3-84-00. Электронная почта: kultura.dubossary@mail.ru; gdk1-dub@mail.ru.

Фестиваль проводится под эгидой государственной администрации при поддержке Представительства Россотрудничества в РМ, Союза русских общин Приднестровья и дубоссарского общества русских «Отечество».


Комментариев нет:

Отправить комментарий