О нас

вторник, 12 марта 2024 г.

Максим Красницкий: «Говорить о нём и больно, и радостно…»

«Поэт – это человек, раскрывающий перед всеми свою душу», - однажды сказал Рюноскэ Акутагава, один из величайших мастеров японской прозы. Как нельзя лучше именно это выражение относится к одному из лучших дубоссарских современных поэтов – Анатолию Красницкому.

Друзья вспоминают, что был он добрым, ранимым и закрытым человеком, который открывался в своих стихах, передавая в них свою душу. Его стихотворения о любви к родным местам, людям, природе, о трудных послевоенных годах, о своих путешествиях и работе на море просты, понятны и полны живого слова.


В 2024 году Анатолию Ивановичу исполнилось бы 85 лет. И в этот юбилейный для него год (который также является годом семейных ценностей) мне захотелось окунуться в ту неизвестную часть жизни поэта, где Анатолий Красницкий остался в памяти не только как поэт – он продолжается в своих потомках и том нравственном наследии, которое так бережно дарил при жизни.

Анатолий Красницкий родился 19 мая 1939 года в селе Красный Виноградарь Дубоссарского района. Окончил Ленинградский станкостроительный техникум и филологический факультет Кишинёвского госуниверситета. Сменил множество профессий: от токаря, строителя, матроса рыболовецких судов до журналиста на телевидении и в газетах. Первое стихотворение опубликовал в 1953 году в районной газете «Ленинская борьба» города Дубоссары. Публиковался в областных и республиканских газетах РСФСР, Молдавии, Казахстана, Азербайджана, Латвии. 

В 1971 году был избран в Союз журналистов СССР, а в 1996 году и в Союз писателей ПМР. Первая и пока единственная его книга стихов – «Речные перекаты» вышла в 2006 году при поддержке Союза писателей Приднестровья по государственному заказу.

Это часть биографии поэта, с которой знакомы все поклонники его творчества. Но мне как журналистке, выпал уникальный шанс познакомить вас, дорогие читатели, с Анатолием Красницким – не поэтом, а дедушкой – добрым, строгим, мудрым наставником, ставшим одним из самых важных людей в жизни внука.

Похож на деда

Максим Красницкий с гордостью носит фамилию любимого деда. Он заменил ему отца и был одним из самых близких людей на протяжении всей жизни. До самой смерти дедушки (а случилось это печальное событие, когда юноша был в 11 классе) он рос и впитывал ту мудрость и философию жизни, которой ненавязчиво учил его Анатолий Иванович. Он похож на него необычайно. Мимика, жесты, еле уловимые движения. Максим признаётся: «Порой, когда мы с мамой беседуем, она замрёт на секунду, в глазах её появится грустный блеск, и она тихо произнесёт: «Как ты сейчас так похож на моего папу…». И эта схожесть всё сильнее с годами. Она не только во внешности. Как говорит сам Максим, он всё больше вспоминает деда и его слова сейчас, становясь взрослым, познавая мир. Он понимает: те качества характера, которые были заложены в его душе дедушкой, всё больше пробиваются в жизнь.

Отвечать за свои поступки

«Если ты виноват, научись принимать последствия» – правило, которому внука учил Анатолий Красницкий. Максим говорит, что это главный урок, преподнесённый дедом. Таким был и сам поэт. «Он всегда умел признавать свои ошибки и принимать их последствия. А ещё он мудро учил меня мыслить. Я редко получал готовые ответы на свои детские вопросы. Дед всегда отсылал меня к нужной литературе, подсказывал, где прочитать. Он учил меня искать и находить, бороться и не опускать руки. Но готовых ответов и решений не было почти никогда».

Шахматная партия

Анатолий Красницкий был КМС по шахматам и посвящал этому увлечению много времени. Как вспоминает Максим, к деду приходили друзья, и они могли ночами напролёт разыгрывать шахматные партии одну за другой. Максима он тоже рано приобщил к этой игре. Чтобы явно не поддаваться внуку, но и не отбить у него интерес, он давал Максиму фору: в начале матча забирал с доски две свои ладьи, позже стал забирать только ферзя. «Таким образом потихоньку продвигалось моё обучение. С каждым разом фора его становилась всё меньше. Это очень мотивировало. Я даже стал ходить на шахматы, именно из-за желания обыграть деда. И уже к 1десятому классу я неплохо играл в шахматы. Дед убирал только одну пешку, и мы играли вничью. И я чувствовал: ещё годик – и я смогу обыграть его без форы. А потом деда не стало. И это противостояние, длиною в 10 лет, так и осталось незавершённым. Нашу шахматную партию без форы я смог сыграть с дедом ещё не раз.. Но уже, к сожалению, только в своих снах, которые часто возвращали меня в то счастливое время».

Теперь люблю читать

Анатолий Иванович был мечтатель, философ, мудрец. О себе говорить не любил. Зато много времени посвящал беседам о литературе, истории, науке. Его хобби были рыбалка и походы по грибы. Именно то, что нужно для уединения и долгих размышлений. «Бывало, с вечера говорил: «Завтра надо идти по грибы». Просыпаешься в пять утра, а дед уже ушёл. К обеду возвращался с полными вёдрами и карманами. И на рыбалке пропадал и летом, и зимой. Там он мог побыть на природе, привести мысли в порядок. Он и меня пытался приучить к этому, брал с собой. Но я со своей подвижностью и детской неугомонностью только всё портил. Однако даром ничего не прошло. Теперь и я уединяюсь на рыбалке именно для того, чтобы привести мысли в порядок».

Анатолий Красницкий хотел, чтобы внук полюбил литературу, как и он. Но Максим был подвижным ребёнком и усидеть на месте с книгой в руках не мог. «У нас дома была большая библиотека, которую дед собирал всю жизнь и сам перечитал каждую книгу по несколько раз. Он очень старался привить мне любовь к чтению, но тогда у него это не получилось. Уже позже, став взрослым, я познакомился с литературой ближе и теперь люблю читать».

В нашей беседе Максим вспомнил забавный случай, который навсегда остался в его памяти. Был летний вечер, друзья позвали его, 10-летнего мальчишку, во двор погулять. Дедушки дома не было. Максим оставил ему записку, в которой сообщил, что вернётся в 23 часа. А вернулся в половине первого ночи. «Ожидая выслушать от деда нотации, захожу в квартиру, вижу: на дедушке лица нет. Но вместо нагоняя за опоздание он отчитывал меня за три ошибки, которые я сделал в записке. Для него это был удар, и, удручённый этим обстоятельством, он даже не заметил моё опоздание. Вот такой он был – не как все».

А ещё Анатолий Красницкий на бумажках писал четверостишия про любимые игрушки внука, которые они вместе потом заучивали. Одно из таких посланий – о его любимой плюшевой собаке Максим помнит до сих пор: «У меня есть пёс Барбос, / У Барбоса красный нос, / Уши, лапы, хвост трубой. / Вот мой пёс Барбос какой!». Поэта из мальчика не вышло (сегодня Максим Красницкий успешно занимается инновационными технологиями). А литературу он полюбил гораздо позже, когда уже деда не стало. Зато на гитаре юноша играл отменно. «Дед очень любил слушать, как я играю, и знаю, что гордился мной. А я, чтобы порадовать его, разучивал его любимые песни и исполнял для него».

Дедушкино наследство

Как вспоминает Максим Красницкий, в семье дедушкино творчество очень уважали. И когда он творил, родные старались создать ему рабочую атмосферу. «В основном он писал по ночам. Заварив себе крепкого чаю, он садился за рабочий стол и творил. А к утру перед ним выстраивалась батарея из чашек, которые были молчаливыми свидетелями его кропотливой работы», – рассказал внук дубоссарского поэта.

Сам Максим не увлекается поэзией и с творчеством деда знаком лишь поверхностно. О своём отношении говорит: «Я для себя решил: хочу запомнить Анатолия Красницкого не поэта, а любимого дедушку. Как о поэте о нём есть кому вспомнить. В моём сердце он останется очень важным в жизни человеком».

«Если бы можно было поговорить с дедом сегодня, о чём бы был этот разговор?» – спросила я своего собеседника. Он, улыбнувшись, ответил: «Мы бы сыграли партию в шахматы – настоящую, без форы. И я бы постарался показать деду, что вырос, что повзрослел, что стал таким во многом благодаря ему… А уж потом – беседы. Мне было бы интересно узнать его мнение о текущей ситуации в мире. Думаю, ему было бы что сказать».

Наша беседа с внуком Анатолия Красницкого – длинный монолог воспоминаний о любимом человеке. Максим много говорил, улыбался, смотрел в небо, замолкал и снова уносился в воспоминания. «Знаете, я никому и никогда так много не рассказывал о деде. Это впервые. Говорить о нём всегда больно, но в то же время и радостно. Нас с мамой как-то приглашали на вечер памяти, посвящённый дедушке, но я не пошёл. Тогда ещё боялся, что не смогу без слёз…Он не был идеальным, как любой из нас. Но удивительно, что каждый в нашей семье помнит и говорит о нём только доброе и светлое. Наверно, это и есть самое важное в жизни – оставить о себе добрую память. Что касается меня, то я без утайки всем говорю, что дед сыграл самую значимую роль в моём взрослении и личностном росте. И так приятно, что на родине о нём помнят и говорят. Пусть его творчество приносит людям радость».

Анастасия Лукияненко, г. Дубоссары.

Впервые материал опубликован в дубоссарской районной газете «Заря Приднестровья».


Комментариев нет:

Отправить комментарий