О нас

вторник, 20 июня 2023 г.

Елизавета из городка Тетюши

Вот сегодня первого июня побывала в Тетюшах. Казалось - Тьмутаракань. Причал у подножия горы, берег очень высокий, обрывистый. Повезли нас на экскурсию по городу, все дома в сайдинге, или панелями обложены. К каждому дому-деревянному ли, сайдинговому ли, одно - двухэтажному протянута жёлтая газовая труба.

В центре старые каменные купеческие дома, добротные и полуразрушенные.
Пошли в дом-музей купца Петра Серебряникова. Было их три брата, и на свои купеческие деньги построили они в Тетюшах и гимназию, и богадельню, и сиротский приют - все! И даже хозяином кладбища был купец Серебряников. После революции, понятно, еле ноги унесли.

Потомки их уже в 2000 годы приезжали в Тетюши, посмотрели на город, на фрагмент надгробной плиты их предка. Кладбище ведь старое разорили, парк там устроили, надгробные плиты использованы были на дорожки, на ограды. Что и говорить, если в Кронштадте Никольский Морской собор разорили и памятные плиты русским морякам то ли в баню, то ли в общественные уборные на облицовку отдали.

В музее после экскурсии хозяин и хозяйка предложили по «мухе» наливки очень вкусной и маленькое татарское печеньице , тоже очень вкусное.

Потом поехали в усадьбу Молоствовых, которая находится в пятнадцати километрах от Тетюшей. Усадьба на энергетическом разломе, говорят, что наполняет энергетикой всяк сюда входящих, а у кого-то, говорят, отбирает. Огромная усадьба. Парк. Амурская ель, посаженная 150 лет назад. Аллея из 450 лиственниц, посаженных счастливым женихом к приезду дорогой невесты. Усадебный дом. Все это устояло в бурях революций и природы, но по-разному: деревья целы и невредимы, дом внешне цел, а внутри-дорогой красивый паркет был неоднократно выкрашен краской, особенно любимым коммунистами красным цветом. Паркет уникальный, после его восстановления оказалось , что если смотреть с одной стороны комнаты -одна часть ''елочки'' паркета светлее, а другая-темнее. Секрета не знает никто, не сохранился. Мебель украдена и всё , что можно разбить - разбито.

В свое время в усадьбе был пионерлагерь, туберкулёзная больница, дом отдыха.

Хозяйка доживала свои дни во флигеле, забрав себе только книги и свои научные работы. И её постоянно притесняли и обижали местные власти. А когда то была у неё семья, дом — полная чаша...

Владимир Молоствов - образованный человек, за три года прошел пустыню в Сирии пешком, просто для того, чтобы познать самого себя. Женился на умнице, Елизавете Бэр, умнейшей женщине, которая работала со знаменитым учёным-генетиком Николаем Вавиловым, занималась ботаникой и агрономией. Переписывалась с самим Львом Толстым, а Владимир Молоствов не только переписывался с великим писателем, но и принимал участие в составлении его биографии. Испросивши разрешения и благословления у Льва Толстого, Елизавета вышла замуж за Владимира и уехала в эту глухомань - Тетюши.

Ради и любимой женщины в доме было проведено электричество, водопровод, горячая вода, установлена ванна. Огромный - преогромный железный бак, который нагревал воду Елизавете Владимировне, а потом и пионерам , и туберкулезным больным остался до сих пор.

Кругом - леса дремучие, внизу — Волга несёт свои воды. Зимой - снега, волки воют, трещат морозы.
И вот жили они в этой глуши с прислугой. Елизавета занималась хозяйством, вела научные исследования, играла на рояле, писала стихи, вела дневники и посылала свои записи Льву Толстому. Детей у них не было. Приезжали и жили в этой большой усадьбе гости, общались и отмечали праздники.
Много хорошего эта чета сделала для своих крестьян. Они помогали революционерам, скрывали от жандармов Ленина и Крупскую. Получается, что сами приближали революцию и сами же пострадали от местных новых властей, хотя имели охранную грамоту. Большим ударом для Елизаветы была смерть мужа...

Однажды зимой в 1918 году, Владимир поехал на очередное собрание с местной властью. Выступить ему не дали. И домой он не вернулся. Его мёртвое тело нашли в санях только в апреле. Говорят, что была метель когда он возвращался в имение, и кучер куда-то ненадолго отлучился. Однако кучер тоже домой не вернулся. А как она его ждала и искала! Кучер ли убил его, замерз ли? Большевики ли приложили руку? И как она жила потом без него 18 лет? Одна, преследуемая, может быть думая, что всё пропало и погибло? Но жила же! И продолжала заниматься летом своими ботаническими исследованиями. Зимой гуляла по заснеженным дорожкам парка, когда вечера такие ранние и время, как бы останавливается. Весной писала стихи про солнце и весеннюю капель, когда все так томно и больно. Наверное, вспоминала и плакала, и жалела. И тихо, день за днем жила. Просто ради жизни. Брат приехал к ней в 1920 году (а были они из большой семьи , но к этому времени остались только вдвоём), когда его имение разграбили в Симбирской губернии. Стали жить вместе какое-то время, потом он поехал в Симбирск или Казань продать драгоценности – были нужны деньги . При очень странном стечении обстоятельств попал под поезд. И тут она вновь осталась одна, на этот раз совсем одна на всём белом свете. Всё потеряла - деньги, имение, мужа, брата, родственников. Остались при ней только книги - те, что смогла унести. В заброшенном этом крае-тихо жила в крестьянской избе и при этом видела смысл своей жизни. Одно время пыталась бороться за сохранение своего имения, вела записи своих опытов с сеянцами, чем немало изумляла большевистских начальников. Не в этом ли правда?
В усадьбе нас поили чаем из настоящего самовара на шишках. Чай травяной, сложный. Я купила с собой пакет и теперь, когда завариваю его, воображаю что наполняюсь энергетикой из этого места энергоразлома, и вспоминаю горестную судьбу владельцев этой красивой усадьбы, и эту маленькую хрупкую женщину и её великую силу духа.

Ирина Борута, г. Владимир


Комментариев нет:

Отправить комментарий