понедельник, 3 марта 2025 г.

Бусины её жизни…

Как-то мне попалась статья психолога Марины Степанченко о сильной женщине, и я тогда решила, что обязательно напишу о такой. 

Приведу вам, дорогие читатели, выдержку из статьи Марины Степанченко: «Есть такие женщины, которые уже не боятся. Которым уже поздно бояться. Бояться не понравиться. Не соответствовать. Не знать. Не успеть. В их жизни всё меньше пробелов. Уже не страшно не по прямой. Знают, что красиво – это внутри. Они уже не боятся быть одни. Умеют не видеть того, кто не замечает. Отходить от того, кто отталкивает. Им есть, что сказать. Есть о чём молчать. О чём молиться. У них всё от души. Они давно перестали казаться. И начали быть. Делать то, что любят. Говорить прямо. Не накручивать. Прислушиваться к тишине. Горький шоколад для них сладкий. Они не заставляют дочь. Не наставляют сына. Они заняты делом. Своим».

Перечислить все направления, которыми занята моя героиня, пожалуй, не хватит и страницы. Впрочем, я попытаюсь рассказать о ней.

Елена Анатольевна Степанова родилась в городе Ленинграде в семье учёных-медиков. Маленькая Леночка росла мечтательной девочкой, которая витала в облаках и строила воздушные замки. Признаётся, что со школьных лет она любила выражать эмоции карандашом в блокноте. Вела свой дневник, посещала литературный кружок. 

А в пятом классе решила испытать себя и проверить свои литературные способности написав заметку в газету «Комсомольская правда». К удивлению девочки, ей ответил через газету знаменитый советский естествоиспытатель, ведущий рубрики «Окно в природу», Василий Песков, который поддержал её стремление писать. После этого случая моя героиня грезила литературным институтом, но по совету отца решила заниматься исследовательской деятельностью и окончила аспирантуру по специальности – «вирусология».

В городе на Неве встретилась с любовью всей своей жизни, и вскоре переехала к нему на родину в Дубоссары. В середине 80-х Елена Степанова вместе с супругом в качестве научных сотрудников работали в «Молдптицепроме», филиале института животноводства и птицеводства МССР, строили мирную жизнь. Но, грянул роковой 1992 год, который изменил в одночасье судьбу моей героини, как и многих других. Супруг пошёл защищать родину, предприятие закрылось, но беда как известно не приходит одна. И через время трагически погибает любимый муж и отец дочерей. Выстоять и справиться с горем удалось с помощью творчества.

В это время у Елены Степановой возникает непреодолимое желание писать. Первое литературное произведение называлось «Письма из экспедиции», оно было опубликовано в газете «Заря Приднестровья», потом была уже книга «Были и небылицы», «Белый цвет радуги», «Берега, берега», «Бусины», «Былинкой на ветру». А спустя время моя героиня погрузилась в фантазийный мир, и стала писать сказки «Бабушкины сказки».

Имея уже достаточный жизненный опыт за плечами, Елена Анатольевна пришла в журналистику, где громко прозвучало её имя. Острые материалы и аналитический разбор, вот что отличало её авторский стиль. На протяжении двух десятилетий Елена Анатольевна писала для газет «Заря Приднестровья», «Приднестровье», «Юность Приднестровья», «Выход», «Взгляд».

Елена Степанова – член Союза писателей Приднестровья, член Международного Союза писателей России с 2005 года, представитель Литфонда Приднестровья от Дубоссарского района, с 2024 года член Ассоциации русских писателей Республики Молдова, соучредительница творческого объединения «Акколада» и «Дубоссарского общества литераторов».

«Талантливый человек талантлив во всём» – эта хорошо известная многим фраза, как нельзя лучше отражает образ жизни моей героини. Также она инициатор фестиваля бардовской песни памяти Владимира Высоцкого «Я вернусь!», который проводится ежегодно уже 25 лет. Как представительница Литфонда моя героиня активно занимается продвижением дубоссарских авторов. 

 Можете пояснить, в чём заключается ваша помощь? 

«Произведения наших мастеров ежегодно публикуются в Республиканском Альманахе Литературное Приднестровье. А работа моя заключается в том, чтобы объявить о сборе материалов, отцифровать и отправить по почте в редакционную коллегию Альманаха. Отмечу, что произведение наших литераторов были направлены для участия в республиканских и международных конкурсах и опубликованы в коллективных сборниках и журналах: «Интеллектуальный сезон» Крым, «Русское поле» г. Кишинёв, «Днестр», «Лоза», «Южный ветер», г. Тирасполь, «Открытые кавычки» г. Рыбница, – отмечает литератор. А молодые авторы приходят заявить о себе? «Что касается творческой молодёжи я всегда старалась поддерживать, вовлекать и мотивировать молодых авторов. Это как просеивать тонны песка, чтобы найти драгоценные камешки, чтобы потом огранить и поместить в оправу книг и журналов. Таких людей много не бывает и не может быть. 

Сегодня я очень рада тому, что в Дубоссарах есть прекрасные поэтессы Анна Микирина и Татьяна Юзленко. О них были публикации в республиканских СМИ, и это не может не радовать, так как за молодыми – будущее. Так, стихотворения Татьяны Юзленко опубликованы в газете Русское слово, которое выпускается в городе Кишинёве Русской общиной РМ. Это был её дебют на русском языке, так как до этого Татьяна Юзленко писала исключительно на украинском языке. С нетерпением ждём презентацию первого сборника стихов Анны Микириной. 

Кроме того, каждый год нами проводятся творческие конкурсы для школьников, где они могли бы себя проявить в качестве писателей, художников, и декламаторов. По итогам конкурса были изданы книги, календари и плакаты: «Алёнкины сказки», «Мои сказки», «Заповедной тропой», «Лес и его обитатели». Готовится сборник сказок, иллюстрации к которому будут рисовать юные художники. Много внимания уделяю вовлечению дубоссарских художниц в деятельность по оформлению и иллюстрированию более 10 произведений дубоссарских авторов и коллективных сборников. От имени творческого объединения Акколада выражаю благодарность художницам Дильнаре Турсуновой, Оксане Пономаренко и Александре Степановой за их безвозмездную помощь в сфере культурного наследия. Горжусь тем, что удалось опубликовать сборники стихов и песен дубоссарских авторов о Дубоссарах и памяти Владимира Высоцкого. В настоящее время готовлю очередной сборник своих рассказов и коллективный сборник русских сказок», – рассказывает Елена Степанова.

Во время беседы было сказано много добрых слов в адреса тех, кто помог реализовать творческие планы дубоссарских авторов. «Пользуясь случаем хочу вспомнить добрым словом поэтов и писателей, которые объединившись, стали ядром дубоссарского отделения Союза писателей Приднестровья: Юрий Анников, Анатолий Красницкий, Николай Шуда, Валентин Курасов, Леонид Липов, при поддержке писателя Валерия Кожушняна и директора библиотеки Татьяны Чорбы. 

Светлая память Александру Николаевичу Кульчицкому, который спонсировал выпуск первых книг дубоссарских авторов. Особая благодарность депутату Верховного Совета Олегу Марковичу Баеву, за помощь и поддержку в издании сборников и рассказов. Справедливости ради надо отметить, что сборники стихов Владимира Яштылова на молавском языке были изданы за государственный счёт при содействии Службы по культуре ПМР. Все произведения местных авторов имеются в дубоссарской центральной и детской библиотеке. 

В настоящее время планируется на государственном уровне выпуск сборника произведений фронтовиков к 80-летию Великой Победы. В первом варианте сборника не было никого из Дубоссар, а теперь точно будет - военный лётчик, поэт Николай Филатов», – отмечает писательница. 

Напоследок нашего интервью моя героиня призналась, что в сказки верит до сих пор, а иначе скучно жить на свете. И подарила мне книгу «Бусины»

«Есть такие женщины, которые уже не боятся. Они умеют быть с собой. Собой. Они уже не винят отца. Любят маму. Они не боятся умереть. Потому что – живут. Есть женщины, которым уже поздно бояться. Они умеют ценить время»…

С писательницей беседовала Яна Сакка, г. Дубоссары


вторник, 25 февраля 2025 г.

Её городские истории

Чем сегодня живёт художник, откуда черпает вдохновение и о чём мечтает? Об этом и многом другом я решила спросить у дубоссарской художницы Аурики Флоря. Наша беседа проходила на её персональной выставке под названием «Городские истории». Авторский стиль художницы отличается яркостью и сочностью цветовых решений, детской непосредственностью и некой недосказанностью.

Сочетание широких мазков и ярких красок, смешанных на холсте одновременно, открывает зрителю удивительный художественный мир эмоций художницы. «Симфония цвета» – иначе и нельзя охарактеризовать живописные работы Аурики Флоря. На полотнах можно увидеть гортензии, ирисы, подсолнухи, церкви, городские улочки и набережные. Свыше семидесяти работ в различных техниках и жанрах.

Художница признаётся, что идеи для картин живут не больше трёх дней. «Если не воплотить их сразу, они исчезают. Очень важно успеть отразить эмоции».

РОДИНА ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ

Стоит отметить, что Аурика Флоря окончила Дубоссарскую детскую художественную школу и художественное училище в Ярославле и некоторое время работала там дизайнером. Она с теплотой отзывается о своих первых наставниках и любимом городе. «Я родилась в Дубоссарах и очень люблю этот город. Я считаю, что это родина очень талантливых людей. Здесь рядом река, прекрасные пейзажи и место для проживания. Здесь живут добрые и открытые люди. С раннего детства хотела рисовать и восторженно наблюдала, как писал отец. В 12 лет я пошла в художественную школу. Благодарю своих педагогов, которые ввели меня в творческую среду. Какой-то период в моей жизни я не рисовала, но потом поняла, что не хочу жить без живописи. Для меня это выражение собственной души. Есть такое выражение у художников: «Глаз запел». Это когда ты поймал цвет и в цветовой гармонии живёшь», делится эмоциями художница.

Напряжённые цветовые сочетания фиолетового и ярко-жёлтого на полотнах выдают сильные эмоции художницы. Во время нашей беседы Аурика Флоря призналась, что пережила трагедию несколько лет назад. Художница во время пандемии потеряла супруга. «Как вы боролись с болью?» – «Писала, всё время писала… Днём и ночью, и особенно цветы. За два года я создала больше сотни работ. Это мне помогало справиться с болью и вновь начать жить и строить планы на будущее. Краски и цвет это моя внутренняя радость, и мне хочется ею делиться».

ГОРОДСКИЕ ИСТОРИИ

Между прочим, авторский стиль Аурики Флоря поражает, она пишет картины буквально за три дня! Кстати, на выставке «Городские истории» можно увидеть так хорошо знакомые дубоссарцам места. Такие картины, как «Кафедральный Собор», «Улица Октябрьская», «Метеостанция», «Днестр» «Дом на набережной».

Художница громко и активно заявила о себе не только в республике, но и за её пределами. Неоднократно участвовала в экспозициях в России, кроме того она представитель творческого объединения «КамАрт». Её работы в том числе были выставлены на экспозиции «XVII Покровский вернисаж».

РАДУЙТЕСЬ!

«Что вам больше всего нравится изображать на полотнах?» – «Я люблю цветы, неслучайно моя фамилия – Флоря переводится с молдавского как «цветок» (улыбается). Видимо, это моё естество, потому что красота цветов обескураживает. Чаще всего использую художественный акрил, он выглядит как масло, но не токсичный. Эта техника пишется на воде и быстро сохнет. Скорость живописи – это писать живо. Когда это живо и ярко, то оно и затрагивает сердце и душу. Вдохновляет всё яркое, люди, природа, архитектура, сёла и города, водопады, река. У нас очень красивый край, и, когда я начала путешествовать по республике, увидела, насколько живописно пространство, что нас окружает», – рассказывает Аурика Флоря.

В настоящее время художница проживает в городе Бендеры, но о Дубоссарах не забывает. И свои живописные картины представляет с завидной регулярностью. В 2008 году в картинной галерее Дубоссар проходила выставка «Цветы для Аурики», последующие годы была экспозиция «Пробуждение».

Важно отметить, художница охотно делится секретами живописи и проводит мастер-классы для учащихся художественных школ. И выставка «Городские истории» не стала исключением, и на ней Аурика Флоря также поделилась с ребятами из Дубоссарской художественной школы секретами мастерства.

«А у вас есть кумир в живописи?» – «Да, есть. Это Винсент Ван Гог. Его непосредственная манера и детскость меня восхищают, и конечно, цветовые решения и богатство фактуры, как, например, в «Звёздной ночи» или же «Автопортрет в серой фетровой шляпе».

А напоследок художница с улыбкой произнесла: «Не переставайте мечтать! И помните, что нет ничего невозможного и каждый сам художник своей жизни. В художественной школе учат любви к миру. Видеть прекрасное и доброе, и прежде всего красоту. Ведь, как правило, красота ускользающая и быстротечная, как и сама жизнь, а на полотнах можно остановить мгновения и запечатлеть её. Радуйтесь жизни! Радуйтесь».

А у меня как зрителя выставка «Городские истории» Аурики Флоря вызвала ассоциации с мексиканской художницей Фридой Кало. Казалось, что все краски света собраны воедино и здесь царствует её величество весна: до того ярко и светло было в картинной галерее. Но особенно приковывало внимание изображение цветов: они были словно живые. От картин будто исходило дыхание лета – аромат подсолнухов, пионов, лаванды, и кружит голову от всей этой красоты.

Фрида Кало прожила непростую жизнь и в восемнадцать лет перенесла аварию, которая в корне изменила всю её жизнь и в дальнейшем лишила возможности иметь детей. Каждая великая женщина страдает от любви, а художница тем более. Душевные терзания художница переносила на свои полотна, в которых много боли, фонтан чувств и острого откровения. Должно быть, настоящий художник иначе и не может жить – только на пределе чувств.

А экспозицию «Городские истории» можно будет увидеть в картинной галерее до середины апреля.

На выставке побывала Яна Сакка, г. Дубоссары.

Фотографии автора. 



суббота, 15 февраля 2025 г.

День книгодарения.



Его придумала британская детская писательница Эмма Перри, а отмечается этот праздник сегодня 15 февраля 

«Основная миссия Дня книгодарения – повысить интерес к чтению и укрепить традицию дарить книги, так же как мы дарим подарки на Новый год или дни рождения. Праздник напоминает о ценности литературы и вдохновляет на чтение. Книга – лучший подарок, объединяющий поколения», – отметила библиотекарь Центральной библиотеки Дубоссар Елена Флоря.

К примеру, в прошлом году в акции книгодарения приняли участие сотни дубоссарцев. Местной библиотеке горожане дарили художественную литературу, исторические и современные любовные романы. Всего около 200 книг.

Инна Руссу, г. Дубоссары.

PS Более сотни книг были подарены библиотекам общественными организациями "Акколада " и "Медики за экологию". 

среда, 5 февраля 2025 г.

Право человека на доступ к культурному наследию

Тема «право на культурное наследие» актуальна и значима, как оказалось не только для активистов творческого объединения "Акколада", но и для представителей других общественных организаций, которые собрались первого февраля с.г. в Бендерах.

И хотя мы ещё не сила, мы только в начале пути уже чувствуется плечо — поддержка единомышленников. Первые шаги на этом пути, как впрочем и на любом другом — это исследование и изучение, обучение и просвещение.

В своем приветственном слове Валерия Суручану, лидер Платформы культуры ПРООН, Андрей Трубчак, сотрудник по правам человека, Офис ООН по Правам Человека РМ и Ольга Невельская, руководитель НП Агентство экономического, социального и культурного развития «Парагон» осветили различные аспекты такого сложного понятия, как культурное наследие.

О свободе творчества и правовой защите в области культуры Приднестровья интересно и доходчиво рассказала в своей презентации Наталья Александровна Голубь - продюсер, режиссёр интеллектуально-производственного центра "Трио", кандидат экономических наук, доцент Приднестровского государственного института искусств им. А. Г. Рубинштейна. Весьма полезной была информация о законодательстве в сфере культуры и авторского права, а также новости в использовании современных компьютерных технологий, в частности искусственного интеллекта.

«Нейросети и ИИ в контексте прав человека: возможности и вызовы в сфере

культуры» - это тема, которую постаралась раскрыть Елена Бессонова - эксперт по нейросетям и ИИ, г Тирасполь.

Все любят подарки и мы тоже! Общественная организация "Акколада " благодарит за внимание к нашей деятельности в области культуры - НП АЭСКР "Парагон" и АО "Platforma Cultura" за создание тематических открыток. 

В комплект из 12 открыток, изданных в рамках инициативы "Права человека в доступе к культурном наследию" - одна наша! Открытка представляет собой фотографию обложки сборника сказок, сочиненных и иллюстрированных детьми. 

Рисунок, выбранный для обложки сборника, принадлежит Элле Кожухарь, учащейся класса преподавательницы Дильнары Турсуновой Дубоссарской художественной школы.

Все люди имеют равные права на знакомство и взаимодействие с культурным ценностями и традициями. Это и возможность посещать музеи, осматривать памятники, участвовать в культурных мероприятиях и прочее и прочее. Жаль, что не все люди активно пользуются этими своими правами. Сколько духовных сокровищ хранят выставочные и читальные залы!

Однако не так много посетителей в Картинных галереях, музеях и библиотеках. Между тем, по мнению организаторов инициативы, которая включала социологический опрос граждан, доступ к культурному наследию играет важную роль в укреплении культурной идентичности, сохранении общечеловеческих ценностей, а также в продвижении взаимного уважения и диалога между различными культурами.

Итак, судя по всему оно существует - наше право на культурное наследие, кто бы что не утверждал противоположное и сделать это право реальным можем только мы - неравнодушные граждане. И никто кроме нас. Это дело каждого культурного человека, а не только профессиональных деятелей культуры. К сожалению случаи защиты своего права и самих объектов культурного наследия пока слишком редки. Положительным примером служит мозаичное панно "Дерево жизни" на стене завода при въезде в Тирасполь. Общественность- творческая интеллигенция города выступила в защиту этого объекта культурного наследия и новый хозяин предприятия согласился с их аргументами. Мозаика советских времен была спасена от уничтожения. К сожалению этого нельзя сказать про мозаику на стене предприятия ВЭС и про настенная роспись Евдокии Завтур в музыкальной школе города Дубоссары. В данном случае один в поле не воин. 

Однако, есть надежда на коллективное взаимодействие в этом направлении и эта надежда окрепла в общении с единомышленниками, такими как Оксана Пономаренко, Олеся Иванова, Леонора Поята, Марина Яськова, Майя Акиньшина, Галина Бурлака, Виктор Трофименко и другими.

Елена Степанова, г. Дубоссары

Мероприятие состоялось в рамках проекта «Построение устойчивого и инклюзивного мира, укрепление доверия и социальной сплоченности на обоих берегах Днестра», реализуемого совместно Офисом ООН по правам человека (УВКПЧ), ПРООН и ООН Женщины, при финансовой поддержке Фонда миростроительства ООН (UN PBF).