суббота, 30 ноября 2024 г.

«Волны моря одного»

«А как бы Вы изобразили мир?» – спросила я свою героиню. Улыбнувшись, художница ответила: «Думаю, это был бы смеющийся ребёнок». 

Дорогие читатели, в этот раз я поведаю вам фрагменты жизни преподавателя детской художественной школы Александры Ивановны Степановой. Об этой художнице я давно хотела рассказать, её тонкий и мудрый взгляд на жизнь заставляет задуматься.

Казалось, что все краски здесь собраны воедино, до того ярко было в тот день в картинной галерее: графика, гуашь, масло, акварель. Все работы отличал оригинальный стиль и направление. Молдавский этнос гобеленов перекликался с импрессионистской утончённостью полотен, а самобытные зверушки могли украсить подмостки любого театра. Мне довелось присутствовать на открытии выставки по случаю 60-летия Дубоссарской художественной школы. Среди работ были и картины Александры – от них исходило спокойствие и гармония.

«СОЛНЫШКО»

Стоит отметить, что Александра в прошлом ученица этой художественной школы, а в мир изобразительного искусства последовала по стопам старшей сестры Ульяны. 

С большой благодарностью отзывается моя героиня о своём наставнике, а ныне коллеге – художнице Оксане Владимировне Пономаренко. Улыбаясь, моя героиня говорит, что у них с Оксаной Пономаренко ко всему ещё и любимый цвет – сиреневый. 

Голос у моей героини вкрадчивый и мягкий, и обволакивает собеседника, как одеяло, и невероятно тёплая улыбка. Быть может, поэтому в детстве к Александре иначе как «Солнышко» не обращались. «Да, с моего лица не сходила улыбка. Всё меня радовало и восхищало. А ещё я любила всех обнимать (улыбается)». В детстве её любимой была сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости – «Серебряное копытце» Павла Бажова. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, её кошки Мурёнки и волшебного козлика.

Солнечную девочку увлекал не только мир радужных красок, но и музыки. Она блестяще окончила музыкальную школу, играла на флейте и гитаре. Но всё же становиться художником моя героиня вовсе не думала, хотя и не выпускала блокнота и кисти из рук, повсюду их носила с собой. А мечталось ей о небе и хотелось стать военным лётчиком. Но мама отговорила, она понимала, что такой хрупкой и утончённой девушке, как Александра, нужно выбрать иную дорогу. И материнское сердце оказалось право. 


«Безмерно благодарно преподавателям, это уникальные художники – Игорь и Антонина Мосейчук, Алексей и Людмила Покусинские. Вокруг меня всегда находятся прекрасные люди. Огромное спасибо, что каждый делится частичкой своей души», – говорит художница.

НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ

А у вас есть любимые картины?

Каждая близка и ценна, потому что они становятся друзьями. А храню я их у мамы (улыбается). И люблю их дарить.

А какие эмоции испытали, когда стали работать в художественной школе, где сами были ученицей?

Конечно, восторженное состояние – родные стены! Без пафоса отмечу, что здесь мой второй дом. Благодарю коллег, моих наставников, а теперь друзей за тёплый приём и душевность. Ценю их профессиональные качества и нередко спрашиваю совета у Оксаны Владимировны или Дильнары Асымжановны. Безусловно, история нашей художественной школы впечатляет, и я считаю, что наши коллеги-предшественники настоящие герои. Школа поначалу находилась в полуподвальном помещении, без каких-либо перспектив педагоги учили детей прекрасному, – считает Александра Степанова.

Продолжая мысли моей героини, отмечу, что в числе учеников Дубоссарской художественной школы и художница Евдокия Завтур. Международное признание ей принесли иллюстрации, сделанные для книги лауреата Нобелевской премии Сельмы Лагерлёф «Легенда об Иисусе Христе». За месяц без эскизов мастер сделала 50 листов графики! Картины художницы будто впитали энергию народа и тепло родной земли. Сказочные образы крестьянок – одна из любимых тем. Работы Евдокии Завтур находятся во многих государственных и частных коллекциях ближнего и дальнего зарубежья. Во всём мире её знают как автора рисунка-символа для обозначения официальных документов ООН. Между прочим, мозаика по её эскизам есть на фасаде туркомплекса «Днестровский сад».

К сожалению, когда в Детской музыкальной школе города Дубоссары шли ремонтные работы, в процессе была утеряна роспись стены концертного зала, которую создала ещё в 1989 году Евдокия Завтур. «Здорово, что в родной музыкальной школе сделали ремонт, но жаль, что настенную роспись не нашлось возможности оставить. Может, сообщество художников сможет восстановить роспись или создать новую по мотивам творчества Евдокии Завтур. Как, например, недавно рыбницкая художница Александра Новак расписала стену дома в Тирасполе по мотивам работ Михаила Ларионова. В дубоссарской библиотеке и в музее есть альбомы с произведениями Евдокии Завтур, но кто их видит? Единицы. А те сотни людей, дети и их родители, которые приходили на концерты в музыкальную школу, видели и таким образом приобщались к высоким образцам изобразительного искусства в его редком воплощении настенной росписи. Надеюсь, что мы всем миром можем вернуть художественное наполнение нашей музыкальной школе», – подчёркивает Александра Степанова.

СВОЙ ПЕРФОРМАНС

Кстати о росписи, не так давно моя героиня написала мурал на стене Агропансиона «Поята» в селе Гояны. Художница изобразила лавандовое море, кораблик с белоснежным воздушным парусом и девушку в национальном молдавском костюме. Настенное полотно словно иллюстрация из детской сказки.


Моя героиня сложносочинённая, и разгадать её характер за одну беседу невозможно. Разве что передать тончайшее её настроение. Александра много лет занимается йогой и ведёт группу. А ещё создала плейбек-труппу «Театр-Альтер», куда приглашает вступить всех желающих независимо от возраста и наличия театрального образования.

«Что это за проект? Поделитесь с нашими читателями». – «Это особая форма импровизационного театра, в ходе которой зрители рассказывают о реальных событиях своей жизни, а актёры, не сговариваясь, разыгрывают эти истории. Это интерактивный театр, занимающий своё место между психологией, общественной жизнью и искусством. Перформанс основан на реальных историях и чувствах людей, присутствующих в зале. В плейбэке нет домашних заготовок, сценария, заранее распределённых ролей. Всё, что зритель видит на сцене, происходит здесь и сейчас, на основе личной истории, ритуалов театра и форм представления. Мы обязательно выступим и представим перед публикой свой перформанс, и каждый сможет в нём принять участие», – делится Александра Степанова.

В ДУБОССАРАХ ОСОБЫЙ КОЛОРИТ

А напоследок моя героиня пожелала, чтобы город Дубоссары стал местом притяжения творческих людей со всего мира. «Я много путешествовала по миру, но меня всегда тянуло в наш милый, уютный и такой родной город. Да, мне довелось побывать в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музее Ван Гога, Рембрандта ван Рейна, но в Дубоссарах особый колорит».

Александра, позвольте спросить, как бы вы изобразили любовь?

Зеркальная гладь воды нашего Днестра.

А слово «счастье»?

Пожалуй, это было бы поле подсолнухов.

У вас есть любимая цитата?

Все мы капли… Все мы капли океана. Волны моря одного…

С художницей беседовала Яна САККА.

Статья впервые опубликована в газете "Заря Приднестровья "




воскресенье, 24 ноября 2024 г.

Я видел сегодня такие облака…

Светлой памяти поэта

Робко постучавшись, он несмело зашёл в редакцию и смущённо улыбаясь, протянул мне тетрадь: «Когда вам будет скучно, загляните в неё, пожалуйста». Скучно, мне? Может быть. А давайте лучше вот прямо сейчас вместе и прочитаем? Пройдёмте».

Дорогие читатели, на страницах нашей с вами любимой газеты мы продолжаем листать страницы истории судеб наших дубоссарцев. Итак, знакомьтесь: герой следующей истории главный инженер механзавода, и ко всему ещё и поэт – Леонид Васильевич Липов. Чья жизнь так похожа, и, непохожа на нашу с вами, а впрочем сейчас вы сами всё и узнаете.

ТАКИЕ ОБЛАКА

Раскрыв тетрадь, и зажмурив глаза, он начал так вдохновенно: «Я видел сегодня такие облака»… 

Не знаю, сколько времени прошло, но казалось, оно упорхнуло и только пожелало нам иногда его вспоминать. Тем более, что кадры жизни моего героя мелькали как радужные кристаллы в калейдоскопе.

НЕ ТОЛЬКО О ДЕТСТВЕ…

В далёком уже 1937 году восьмого января в ясный морозный день в посёлке Октябрьский Донецкой области на свет появился голубоглазый мальчишка Лёничка. В многодетной семье Липовых уже подрастало семеро деток, и, несмотря на тяжёлые времена любви и ласки хватало поровну. Отец от зари и до зари трудился на шахте, а мама дома за ребятишками приглядывала. Семья была дружная и весёлая, как соберутся за общим столом и затянут «Хай Гуляє все село», и угощает добрых соседей хозяюшка ароматными паляницами и вергунами. Трудности были, но говорить о них как-то не принято было, люди советской закалки предпочитали с ними бороться, а ещё, пожалуй, их отличал неистребимый оптимизм. И дома строили всем миром, и хозяйство держали и детей растили, пока не наступила война.

НЕ ЗАБЫТЬ ЕЁ ГЛАЗА

«Туго пришлось тогда зимой 1941 года…Холод, жуткий холод помню, и растерянные мамкины глаза, она часто обнимала и гладила по головке, когда я есть просил. Моему отцу было велено эвакуировать скот, за Волгу. Загрузили на паром бурёнушек и молились, чтобы всё обошлось, но всё-таки попали под обстрел. К счастью почти все выжили. А я привязался очень к рыжей бурёнке Манечке, и однажды даже пришлось видеть, как она плакала. Никогда мне не забыть её глаза», – вспоминает Леонид Липов. Лёнька рос озорным и весёлым мальчишкой, который любил дёргать девочек за косички в школе, и потом нести их портфель провожая домой. И как большинство мальчишек его поколения мечтал о море, и подвигах.

О МОРЕ И ПОДВИГАХ

«Как-то раз в клубе показывали кинофильм «Иван Никулин – русский матрос. Про настоящих героев, которые защищают родину не щадя своей жизни. После него все мальчишки нашего посёлка захотели служить на флоте и знали наизусть песню «На ветвях израненного тополя тёплое дыханье ветерка». Вот на таких фильмах и воспитывались девчонки и мальчишки. Не то, что сейчас по телевидению показывают, одна пошлость. Просто возмутительно. Так не должно быть», – размышляет Леонид Васильевич.

И О ЛЮБВИ ТОЖЕ…

Потом случайным ветром, как уверяет меня мой собеседник, его после школы занесло в горный техникум, но жажда странствий всё равно манила. По воле случая, а может и судьбы семью Липовых посетил гость из Молдавии, и так пылко рассказывал о солнечном крае, что на следующий день Леонид Липов забирает документы и садится в поезд. А поезд примчал юношу в город Сороки, где наш герой решает поступить в торговый техникум. Там же она встречает красавицу брюнетку Лилию, которая училась в соседней группе. После нескольких дней знакомства молодые люди вскоре подали заявление в загс. Телеграмма родителям: «Мама и папа, поздравьте меня, я женился», ещё долгое время была самой обсуждаемой новостью посёлка Октябрьский, где местные кумушки успели пожурить его, дескать, как мог выбрать невесту за бугром, когда столько своих красавиц.

СТАЛА ЗВУЧАТЬ МУЗЫКА

В 1959 году молодая семья приезжает в Дубоссары, и спустя время у них рождается лапочка дочка Елена. В судьбе Леонида Васильевича снова крутой поворот, он поступает в политехнический институт и начинает свой трудовой путь на механзаводе.

«Не знаю, как не сошёл с ума тогда… Оба были горячие и не хотели уступать ни в чём друг дружке. Что и говорить, ссорились по пустякам. Однажды пришёл с работы, и дома её вещей не оказалось. Я гордый был и не понимал, что женщине нужно поклонения. Считал самонадеянно, что с какой такой стати должен за ней бегать, разве я в чём-то виноват? Каюсь, но изменить ничего уже не в силах. Спасла тогда любимая работа и дружный коллектив нашего механзавода. Вероятно, та боль и послужила причиной для творчества. Мне стали снится, сказочные миры и в голове стала звучать музыка, которая начала складываться в стихотворения», – отмечает Леонид Липов.

ДУША БОЛИТ

Когда немного зарубцевалась рана в жизни моего героя вновь перемены, но на этот раз к лучшему. Коллега по работе Алина Андреевна Некрасова становится для него любовью всей его жизни. С ней он прожил счастливо больше 55 лет, пока смерть не разлучила их. Как признаётся мне Леонид Васильевич рана кровоточит до сих пор, и душа болит неустанно.

На сегодняшний день, он окружён заботой и любовью детей, внуков и правнуков. Любит неспешные прогулки по уютным улочкам Дубоссар, смотреть на облака и пролетающих птиц. И восторженно радуется всему прекрасному будь это цветок или улыбка ребёнка.

А между тем активно заниматься творчеством Леонид Липов только когда вышел на заслуженный отдых. В числе произведений Леонида Васильевича есть философские стихи, притчи и религиозные сочинения, и конечно любовная лирика для той одной единственной.

«Что делает Вас сегодня счастливым? – Смущённо улыбнувшись, ответил: встреча с вами»...

Яна Сакка, г. Дубоссары

Статья впервые была опубликована в газете "Заря Приднестровья "







пятница, 22 ноября 2024 г.

Травой ничто не скрыто

Как удалось найти могилу бендерского военного коменданта

Во дворе Петропавловского женского монастыря, который расположен в Бендерах на улице Комсомольской, лежит старинная надгробная плита: 

«Генералъ-лейтенантъ Марцеллинъ Ольшевскiй, основатель храма сего, скончался 4 декабря 1866 года на 67 году жизни». Православный храм Петра и Павла построил военный комендант, поляк по национальности и католик по вероисповеданию. Как это произошло?

Наша справка

Биография Марцеллина Матвеевича Ольшевского есть на сайте Бендерской крепости.

Генерал-лейтенант. Комендант Бендерской крепости. Родился 26 апреля 1796 года, происходил из дворян Каменец-Подольской губернии, римско-католического вероисповедания. Воспитание получил в Дворянском полку. В службу вступил в Дворянский полк 8 августа 1814 года, произведен в унтер-офицеры 26 апреля 1816 года, в фельдфебели – 5 мая 1817 года, прапорщики – 13 августа 1817 года. Произведен в подпоручики 15 мая 1819 года, поручики – 20 мая 1820 года, штабс-капитаны – 31 июля 1822 года. Переведен штабс-капитаном в Лейб-гвардии Волынский полк 21 октября 1828 года. Награждён серебряной медалью за турецкую войну 1828-1829 гг. в 1829 году. За отличие в делах против горцев награждён орденом Святого Станислава 3 ст. 11 сентября 1832 года. Награждён орденом Святой Анны 2 ст. 27 июля 1932 года. Произведён в полковники с оставлением по армии и с назначением к генерал-лейтенанту Вельяминову для особых поручений 21 апреля 1835 года. За отличие против горцев в 1837 году произведён в генерал-майоры с оставлением по армии 2 сентября 1838 года. Назначен состоять при командующем войсками на Кавказской линии и в Черномории 4 декабря 1838 года. С 1843 по 1846 год являлся Кавказским гражданским губернатором. Будучи в должности, основал Кавказский приказ общественного призрения, который впервые в России начал использовать как сберегательную кассу. В 1848 г. был назначен комендантом Бендерской крепости, коим оставался до смерти в 1866 году. 7 апреля 1855 года он был произведён в генерал-лейтенанты. Был женат вторым браком на вдове титулярного советника Жозефине Феликсовой дочери Булатовой, католичке. Имел двух детей (от первого брака).

Как это было: век XIX

В 1812 году после победного завершения Отечественной войны Бессарабия, а вместе с ней и Бендеры отошли России. Российскому военному коменданту генерал-лейтенанту Марцеллину Ольшевскому пришлось заняться укреплением Бендерской крепости. После поражения России в Крымской войне тот же Ольшевский выполнял условия Парижского мирного договора 1856 года: разоружал днестровскую твердыню. Он подошел к делу со всей возможной мягкостью: ограничился ликвидацией предмостных укреплений.

Однако комендант еще и строил. Жильё для солдат – по долгу службы. Костёл – для души. В те годы в Бендерах жили 15 тысяч человек, из них – около трех тысяч поляков. Своего храма у них не было. Обратились к единоверцу Ольшевскому с просьбой о строительстве костёла. Начался сбор средств, львиную долю пожертвовал сам генерал-лейтенант.

В 1856 году великий князь Константин Николаевич отправил «в командировку» настоящий десант из знаменитых русских литераторов (среди них были Александр Островский, Алексей Писемский…). Они должны были изучить и описать быт жителей приморских и приречных областей России. Александр Афанасьев-Чужбинский, известный писатель и этнограф, поехал в Бессарабию. «На одной из боковых улиц отстраивалась небольшая католическая церковь красивой архитектуры иждивением коменданта», – написал он о бендерском костёле в своем двухтомнике «Поездка в Южную Россию». Кто проектировал здание, неизвестно. Скорее всего, местный архитектор. Каменные наличники, парапет на крыше, парадное крыльцо со ступенькой – эти детали были очень популярны в Бендерах в то время. Рядом возвели дом для священников.

В 1860-м костёл был освящен во имя Петра и Павла. В 1866-м скончался Марцеллин Ольшевский. Тела офицеров такого ранга обычно увозили на родину. Но Ольшевский остался в Бендерах и после смерти. Это могло произойти только по одной причине: он сам этого захотел и оставил соответствующее распоряжение. Во дворе костёла для него устроили просторный подземный склеп, выложенный красным кирпичом. Но комендант не провел там и ста лет.

Забвение

Бывший директор Бендерского историко-краеведческого музея Евгений Лобанов (к сожалению, его уже нет в живых) в своё время показал мне точное место, где располагался склеп. Его сносу предшествовало немало событий. Сначала церковь из католической стала православной. Это произошло по вполне веским причинам. Поляки уезжали из города, а остававшиеся католики были не в состоянии содержать храм. Между тем, в православном Преображенском соборе верующим стало слишком тесно. И по обоюдному согласию в 1870 году здание «передали с баланса на баланс», как сказали бы теперь. Некоторое время оно процветало. Но во время Второй мировой войны церкви Петра и Павла пришлось совсем плохо. Она была повреждена, а постройки рядом наполовину или вовсе разрушены. Кроме того, не хватало икон, ковров, колоколов. Ущерб составлял 524956 рублей.

Там гроб стоял…

О заброшенном храме вспомнили лишь в начале 50-х прошлого века.

Сейчас модно говорить об «эпохе разрушения», которая якобы пришлась на то время, но это не совсем так, – утверждал Евгений Лобанов. – В Бендерах очень осторожно принимали решение по каждому культовому зданию. Большинство из них разрушались от времени. Вот и аварийную Петропавловскую церковь передали сначала городскому комитету физкультуры и спорта, потом в здании разместилась республиканская школа строителей-десятников. Это решение утвердил Совет министров МССР.

Марцеллина Ольшевского пришлось переселить. Дело оказалось непростым. По городу ходили слухи о сокровищах, якобы спрятанных в могиле коменданта. Начальник отдела благоустройства Бендерского горисполкома Дмитрий Яричевский, руководивший работами, создал специальную комиссию. Его сын Владимир Яричевский потом рассказывал, как вскрывали склеп Ольшевского:

Собралось много людей, которые хотели посмотреть, что найдут внутри. В стороне от надгробной плиты вниз провели подкоп. Разобрали свод. Там стоял дубовый гроб, на вид совсем как новый. Но едва до него дотронулись, он развалился на отдельные доски. В гробу нашли лишь останки коменданта и мундир с эполетами. Ни оружия, ни золота, ни бриллиантов…

По свидетельству Яричевского, останки генерал-лейтенанта бережно перенесли в новый сосновый гроб и перезахоронили на городском кладбище на главной аллее. На могилу положили надгробную плиту из двора храма. Правда, затем её перенесли в Бендерский историко-краеведческий музей в качестве экспоната. В 1997-м, когда православный храм Петра и Павла возродился, плиту вернули в церковный двор по просьбе священнослужителей. Всё это время могила Ольшевского оставалась безымянной. Неужели она затерялась в бендерском «городе мертвых»?

Уже в нынешнем веке Министерство внутренних дел (МВД) Приднестровья обустроило Военно-исторический мемориальный комплекс на месте старого военного кладбища. В Аллее генералов есть и памятник, на котором выбито имя Марцеллина Ольшевского, хотя сам он, по-прежнему, покоится на Центральном кладбище. Евгений Лобанов знал, где находится последний приют генерал-лейтенанта и сообщил мне приметы: фамилию людей, которых захоронили в этом месте, которое, вероятно, выглядело как незанятое.

Первая могила появилась здесь в 1976 году. Сейчас об этих событиях никто, конечно, не помнит. Как пояснили нынешние служители кладбища, если при копке могилы встречаются останки ранее похороненного здесь человека, их собирают, заворачивают в ткань и оставляют тут же, в приямке. Вполне вероятно, что так поступили и с останками Марцеллина Ольшевского, человека, который построил храм и навсегда остался в истории города.

Наталия Барбиер, г. Бендеры.


На снимках: храм Петра и Павла, надгробная плита Ольшевского, Евгений Лобанов: «Здесь был склеп Марцеллина Ольшевского»; возможно, на этом месте был перезахоронен военный комендант.



четверг, 21 ноября 2024 г.

Светлая память поэту Леониду Липову

Сегодня 21 ноября с.г. нас покинул литератор Леонид Васильевич Липов...

Он был истинным патриотом своей страны, летописцем своего времени и свидетельством тому строки его стихов:

«Не равнодушным быть к судьбе

Родного города и края,

Служить им честно, как себе,

Всем сердцем нуждам их внимая».

Его стихи неоднократно публиковались на страницах газеты «Приднестровье», «Заря Приднестровья», «Человек и его права», в коллективных сборниках «Стихи и песни о Высоцком», «Стихи и песни о Дубоссарах».

Как автор-исполнитель он активно участвовал в фестивалях памяти Владимира Высоцкого. 


Поэт охотно выступал на литературных встречах в Центральной районной библиотеке и в клубе общественной организации «Акколада». 

Песни на его стихи давно полюбились дубоссарцам в исполнении народного ансамбля «Русские Узоры». Итожа свои годы творчества Леонид Васильевич опубликовал четыре сборника своих стихотворных произведений, оставив таким образом славную память по себе потомкам...

От имени Дубоссарского общества литераторов выражаем свои глубокие соболезнования его дочери Ларисе, всем родным и близким Леонида Васильевича Липова...

Леонид Васильевич Липов родился 8 января 1937 года в Донецке в шахтерской многодетной семье. Жили небогато, но весело. Родители организовали струнный оркестр и частенько, всей семьёй, давали концерты, на которые собирались все соседи. Видимо это обстоятельство и послужило первым толчком для развития творческой личности поэта и песенника – Леонида Липова.

«Октябрьский посёлок,

Родная сторона,

Октябрьский посёлок,

Шахтёрская страна.

Октябрьский поселок,

Родной, далекий свет»

Ему было всего четыре года, когда семья эвакуировалась в Ростовскую область. На всю оставшуюся жизнь запомнил он налеты фашистских самолетов и страшные бомбардировки...

«То было много лет назад,

Шла страшная война,

Людей косила всех подряд

Без жалости она».

Когда в 1944 году Лёня начал учиться в школе, учителя сразу заметили у него способности к рисованию. Оформляя школьные стенгазеты, юный художник не только рисовал карикатуры, но и сочинял под рисунками заметки в стихах или прозе. Это и был его первый литературный опыт. Хорошей школой жизни для юноши стала работа на целине, куда он отправился вместе со своими друзьями после окончания техникума.

«Называлась ты целиной,

Позвала ты нас той весной,

За плечо рюкзак и вперёд,

Комсомол сказал: «Наш черёд!»

Перестук колёс, красота!

В одной связке мы и мечта,

На теплушке вкось: «Не пищать!»

Едем мы себя открывать».

В 1959 году Леонид Липов приехал в Молдавию. В Дубоссарах на механическом заводе в 1961 году начинал свою деятельность чертежником, потом конструктором, ведущим конструктором и главным инженером. Именно здесь в конструкторском бюро механического завода, общее дело – работа, объединило группу творческих людей. 



Молодые, увлеченные новыми идеями, прекрасными перспективами, они горели, их захлестывал энтузиазм, жажда творчества. И тогда им не хватало рабочего времени для общения, для обсуждения технических новинок, заманчивых проектов, а порой и парадоксальных мыслей. Выход они нашли – создали свое братство единомышленников. И время их потекло по другим часам – они вместе работали, отдыхали, встречали дни рождения и праздники, устраивали свои «капустники». 

Но такие компании не могут обходиться без песен, стихов, зажигательных шуток. И вот тогда Леонид Васильевич Липов и начал себя пробовать сразу в двух амплуа – и как поэт-песенник, и как автор музыки. Сослуживцы – члены братства – тепло принимали каждое новое его произведение. А когда впервые прозвучал «Марш земных бродяг», все решили, что он и будет гимном братства.

«А старость и покой, как у дороги встанут,

Помашем им рукой, они нас не достанут,

И твёрже шаг, вперёд, пронизывая время,

Такой уж мы народ – шагающее племя».

С тех пор прошло много лет. Леонид Васильевич написал немало стихов и песен, многие из них он посвятил самому дорогому для него человеку 

супруге Алине Андреевне.

«Ведь не разучились мы мечтать,

Хоть и постарела наша стать..

Пронесли любовь мы сквозь года,

Светит нам ее прекрасная звезда».


Елена Степанова,

член Союза писателей Приднестровья,

представитель Литературного фонда Приднестровья в Дубоссарском районе.


Стихотворения Леонида Липова


Привет тебе…


Привет тебе, старик,

Остановись на миг,

Прости, но что-то сердце защемило

Давай поговорим,

За чаркой посидим

И вспомним, что в далеком прошлом было.


Ты помнишь, как давно

Рекой лилось вино,

И наши песни знала вся округа,

В компании одной,

Лишь повод – пир горой,

И чувствовали мы плечо друг друга.


Как жаль теряются со временем друзья,

И разлетаются, как звездочки ночами,

И ничего уже нам изменить нельзя,

Лишь память остается вместе с нами.


Что время пронеслось,

И что не всё сбылось,

Да разве обо всем том пожалеешь,

Что кончилось кино

И зал пустой давно

И на последний поезд не успеешь.


Осталась только грусть

И даты наизусть,

Да шрамы, что оставлены годами,

И лишь под ветра вой

Осеннею порой

Мы вспоминаем прожитое нами.


Как жаль, теряются со временем друзья,

И разлетаются, как звездочки ночами,

И ничего уже нам изменить нельзя,

Лишь память остается вместе с нами.

Февраль 2000 г.


ПОМНЯ О ВЫСОЦКОМ


Да, он ушёл в тот лучший мир,

Где сраму не бывает.

Где все к друг дружке Monplaisir

C любовью привечают.

Остались нам его стихи,

И песни нам остались.

Стихи и песни от души,

Как в жизнь они вплетались.

Вот едет чин к себе домой,

Магнитофон врубает…

Он хват, доволен сам собой,

Он всё за всех решает.

Кому что слушать или петь,

Блаженствует у власти,

Кому что дать, а кого съесть,

Такое его счастье.


Хрипят Володины стихи

В волнах магнитофона,

Чин не вникает в смысл строки,

Его смысл – миллионы.

Но тут жестокий визг колёс,

Удар на повороте,

И всё. Снимается вопрос,

Как с утицей на взлёте.


А наш Володя будет жить,

И песни петь нам вечно,

А мы его будем любить

Душевно и сердечно

Вот так!

Июль 2018 г.


МАРШ ЗЕМНЫХ БРОДЯГ

Бороться и искать,

Найти и не сдаваться,

Наш лозунг: "Не пищать!

Дороги не бояться!»

И наш девиз: «Вперёд,

Зализывая раны,

В штормовке круглый год,

Что тундра, что барханы».

Припев:

Вперёд ведут по жизни нас дороги,

Мотают километры наши ноги,

Победа ожидает нас в итоге,

Звезда земных бродяг горит над ней,

Пусть нам всегда сопутствует удача,

Какая б ни была у нас задача,

И будет так всегда и не иначе,

Костёр гитары звон и круг друзей.

Мы дружбой дорожим

И в дружбу свято верим,

В уюте не сидим,

Всё на палатку сменим,

И что нам города,

Дороже нам природа,

В походе мы всегда,

В любое время года.

Припев.

А старость и покой,

Как у дороги встанут,

Помашем им рукой,

Они нас не достанут,

И твёрже шаг, вперёд,

Пронизывая время,

Такой уж мы народ

Шагающее племя..